В настоящее время одной из актуальных проблем, встающих перед специалистами в области душевного здоровья, является проблема суицидального поведения, особенно в подростковой популяции. Недавние сообщения о наиболее громких случаях самоубийств заставили профессионалов и общество серьезно задуматься: что ведет подростков к суицидальному поведению? Какие факторы являются наиболее значимыми для формирования такого поведения? Какие факторы становятся ключевыми при переходе от замысла и конфликта к реализации намерения в виде суицидального поступка?
Традиционно выделяются несколько форм суицидального поведения: суицидальные мысли, суицидальные попытки и завершенные суициды [13]. Суицидальные мысли распространены относительно широко, в том числе среди подростков. Опыт их переживания имеет около трети подростков [29]. Суицидальные попытки являются одним из наиболее точных предикторов совершения самоубийства в будущем. Трагизм завершенных суицидов заключается не только в смерти подростка, но в тяжелых последствиях для его микро- и макросоциального окружения.
Подходы к рассмотрению факторов риска суицидального поведения
Дискуссии относительно превалирования биологических или социальных факторов в формировании суицидального поведения уходят в прошлое , уступая место интегративному подходу в рамках би- опсихосоциальной модели , в соответствии с которым суицидальное поведение возникает как результат взаимодействия биологических, социальных и психологических факторов [38]. Выделяются несколько современных моделей суицидального поведения, в рамках которых акцент делается на каком-либо из факторов или их сочетании [6; 13; 39].
Традиционно приняты несколько классификаций факторов риска. Так, факторы риска подразделяют на актуальные (острые) и хронические. Такие хронические факторы риска, как психические расстройства (например, депрессивное или биполярное расстройство), при взаимодействии с острыми факторами, например, стрессовой ситуацией в связи с прекращением отношений, существенно увеличивают вероятность суицидального поведения [27]. Кроме того, предлагается разделение факторов риска на актуальные, такие как депрессивное состояние с переживаниями обиды, безысходности, безнадежности, одиночества, гнева, и потенциальные, например, дисгармоничность в семейных отношениях и дисгармоничность структуры личности [3].
Другой классификацией является разделение факторов риска на статические, неизменные (например, индивидуальная история насилия в отношении подростка) и динамические факторы, на которые можно воздействовать (депрессивное или иное состояние). Наконец, выделя- ются-центральные и периферические факторы риска, при этом в качестве периферических могут выступать исторические факторы, а центральными в случае подростковых суицидов становятся те, что наиболее часто служат непосредственной причиной суицидального поведения, — разрыв отношений или несправедливые, с точки зрения подростка, дисциплинарные меры [10].
В настоящее время в связи с особым вниманием к суицидальному поведению подростков появилась возможность провести исследование появления различных факторов, а также их сочетания в рамках судебно-экспертного анализа. Имеющийся в рамках подобного исследования доступ к различным источникам информации о психическом развитии, личностных особенностях, семейных отношениях и ситуационных обстоятельствах, предшествовавших суициду, позволяет провести анализ факторов в аспекте их временного развития, а также взаимодействия между собой.
Рассматривая содержательную составляющую различных факторов риска, мы хотели бы объединить их в группы, включающие в себя факторы демографические, социальные (среди которых очень важны факторы влияния средств массовой информации), клинические, и наиболее подробно остановиться на психологических факторах риска — межличностных, личностных и связанных с эмоциональным состоянием.
Демографические и социальные факторы суицидального поведения у подростков
Среди демографических факторов одним из наиболее значимых является возраст. Сравнительно медленное увеличение количества завершенных суицидов в период от 10 до 14 лет сменяется стремительным ростом их числа в возрасте от 15 до 19 лет [15]. Суицид является в последнее время второй причиной смерти среди подростков 15—19 лет в США [36]. В 2009 г. относительный показатель смертности от суицидов в этом возрасте составлял в Соединенных Штатах 7,47 случаев на 100000 подросткового населения в год [27]. В целом, при анализе показателей из 90 стран обнаруживается, что на рубеже ХХ и ХХ1 вв. суицид являлся четвертой причиной смерти среди мальчиков и третьей — среди девочек 15—19 лет [40]. Вместе с тем, младшая возрастная группа подростков также заслуживает внимания суицидологов. Так, в Литве, одной из стран с наиболее высоким уровнем подростковых самоубийств, 23,8% подростков в возрасте 13—15 лет серьезно рассматривали совершение попытки самоубийства, 13,7% планировали суицид, 13,2% совершали суицидальную попытку, а 4,1% нуждались в лечении в связи с предшествующей суицидальной попыткой [41]. В России, которая находится в числе наиболее неблагополучных стран в отношении подростковых суицидов (наряду с такими странами, как Шри-Ланка, Литва и Казахстан), средним показателем в 2010 г. являлся 19,8 на 100000 населения соответствующей возрастной группы [7]. Отмечается, что этот показатель значительно варьируется в зависимости от этнической принадлежности и места проживания суицидентов. Так, в ряде республик Российской Федерации (Тыва, Бурятия, Саха) относительное число суицидов в несколько раз превышает данные других регионов [7]. В США более высоким рейтингом самоубийств среди подростков характеризуется принадлежность к американским индейцам и коренному населению Аляски [27].
Гендерные характеристики также отражаются в суицидальных рейтингах: мальчики традиционно чаще совершают суицидальные попытки с летальным исходом. Некоторые авторы связывают это с выбором способа суицидальных действий (мальчики выбирают более летальные; так, в США это огнестрельное оружие). Однако за последнее время эта тенденция, в том числе и в России, стала меняться, девочки также прибегают к летальным способам, таким, как повешение или прыжок с высоты.
Среди социальных факторов суицидального поведения выделяют семейные характеристики (в особенности проблемы психического здоровья и суицидальное поведение среди родственников, а также особенности отношений, привязанности и наличие конфликтов в семье), взаимоотношения со сверстниками (включая ситуации преследования и буллинга со стороны одноклассников), влияние средств массовой информации и социальных сетей [13; 27].
Семейные характеристики традиционно привлекают большое внимание при анализе суицидального поведения подростков. Такие факторы, как насилие в семье, в том числе сексуальное, пренебрежение нуждами ребенка, качество контакта с родителями, часто встречаются в ситуациях суицидального поведения подростков [21; 37]. Кроме того, особенным образом отмечается ситуация потери родителя (одного или обоих) в случае их смерти, ситуация разделенности с одним из родителей вследствие развода [13]. Разрушение семьи в результате развода — одна из частых предпосылок суицидального поведения у литовских подростков, при этом в интактных семьях в качестве семейных факторов самоубийств выступают неудовлетворенность отношениями, отсутствие эмоциональной поддержки со стороны родителей, авторитарно-репрессивный стиль воспитания отца и отсутствие заботы со стороны матери [41]. Мощным суицидогенным фактором является история суицида родителей, в 5 раз повышающая вероятность суицидального поведения детей [12]. В практике экспертизы по делам о самоубийстве подростков наличие проблем в семейных отношениях встречается достаточно часто, вместе с тем, это обстоятельство вносит различный вклад в итоговый поступок подростка. Так, в ряде случаев семейные отношения выступают в качестве фона и становятся одним из факторов, усиливающих неблагополучие, в то время как в других случаях именно семейный конфликт становится триггером для совершения суицида, при этом важное значение имеют ситуации ограничения со стороны родителей, дисциплинарных мер (порицание за несоответствующее поведение, ограничение в передвижениях и связях со сверстниками).
Воздействие информации о суицидах в литературе и средствах массовой информации на совершение самоубийств издавна было предметом анализа суицидологов, а сам феномен «подражательного» суицидального поведения был назван «синдромом Вертера», по ассоциации с известным романом И. В. Гете. Повышение риска совершения суицида после публикаций в СМИ характерно для подростков, в особенности для девочек [5].
Внимание исследователей все больше привлекает влияние сети Интернет на суицидальное поведение подростков. По данным американских психологов [28], занятие видеоиграми или погружение в Интернет больше, чем на 5 часов в день, связано с риском депрессии и появления суицидальных мыслей. Особое значение имеет поиск в сети Интернет подростками с суицидальными идеями информации на темы, связанные с суицидом. Подобные поиски стимулируют суицидальное поведение с высокой вероятностью завершенных суицидов [24]. Общение непосредственное или в социальных сетях со сверстниками, склонными к суицидальному поведению, также оказывает провоцирующее влияние на суицидальные тенденции подростков [42]. Данная проблема остро актуальна в настоящее время и для России в связи с рядом «громких» случаев самоубийств, в которых родственники погибших указывают на их вовлеченность в деятельность так называемых «групп самоубийц» в социальной сети «Вконтакте». Вместе с тем, в этой сфере необходимы дальнейшие исследования [4]. Особого внимания требует оценка роли данных факторов в генезе суицидального поведения, как центральных, ведущих, так и периферических.
Клинические и психологические факторы совершения суицидов у подростков
Основным клиническим фактором суицидального поведения является наличие психических расстройств, среди которых превалируют расстройства настроения, преимущественно в виде депрессивных состояний [13]. Кроме того, в качестве предрасполагающих к совершению суицида выделяются такие расстройства, как проблемы зависимости от психоактивных веществ, расстройства поведения, тревожные и посттравматические расстройства, пищевые расстройства, расстройства сна, формирующиеся личностные расстройства [20; 22; 27; 35]. Так, при проведении «психологической аутопсии» (исследование причин самоубийства на основе собранной информации, в данном случае — путем опроса родственников погибших) на выборке из 19 бельгийских подростков от 15 до 19 лет исследователи выявили наличие хотя бы одного психического расстройства, причем в половине случаев это было расстройство личности, в одной пятой случаев — расстройство адаптации [31]. В нашей практике экспертных исследований психиатрические диагнозы выставляются не более чем в трети случаев, при этом также преобладают депрессивные состояния, однако диагноз личностного расстройства практически не используется. Употребление алкоголя или наркотиков, помимо проблем, связанных с зависимостью, в целом ряде случаев становится одним из ситуационных факторов , обусловливающих суицидальные действия, так как состояние опьянения способствует снятию барьеров перед суицидальными действиями.
В качестве основных психологических факторов суицидального поведения у подростков выступают личностные аномалии, проблемы идентичности (социальной и гендерной), а также внутриличностный конфликт, трудности межличностного взаимодействия, когнитивный фактор (проблемы убеждений и установок подростков, их представления о смерти).
Личностные характеристики суицидентов находятся в центре внимания специалистов, при этом непростой задачей становится выделение тех особенностей, которые участвуют в формировании суицидального поведения. Сама личностная структура в клинико-психологическом контексте имеет большое значение при оценке взаимосвязи с суицидальным поведением. Так, личностные расстройства кластера B, а именно антисоциальное, пограничное, гистрионное и нарциссическое, обнаруживают значительно более сильные связи с суицидальным поведением, нежели личностные расстройства в целом [13]. Пограничное расстройство личности часто связывается с самоповреждением или суицидальными поступками, чему способствуют такие характерные черты, как слабый контроль агрессии, импульсивность, выраженная реакция в ситуации потери отношений [17; 25].
Среди личностных черт, которые являются предрасполагающими к суицидальному поведению, выделяется агрессивность как склонность к реакциям на фрустрирующие воздействия, связанная с неспособностью к конструктивному переживанию сложных ситуаций. Кроме того, отмечается вклад импульсивности в суицидальное поведение подростков [13]. Другой спектр значимых для формирования суицидального поведения черт — это сниженное, депрессивное настроение и чувство безнадежности [13]. Предположение о том, что возможно разделение на группы суицидов, обусловленных импульсивностью и агрессивностью, и суицидов, связанных с депрессией и чувством безнадежности, оправдывает себя не в полной мере. Для подростков с пограничным расстройством личности значимыми предикторами суицидального поведения становятся импульсивность и агрессивность, в то время как и у подростков с пограничным расстройством личности, и у подростков с депрессией важными факторами оказываются сниженное настроение и чувство безнадежности [25].
Оценка связи предиспозиционных факторов проводилась на немецкой популяции подростков на основе концепции Большой Пятерки личностных факторов. Было обнаружено, что нейротизм и открытость опыту являются предрасполагающими к суицидальному поведению факторами (в большей степени для девочек), а экстраверсия и сознательность — факторами защиты (преимущественно для мальчиков) [14]. Нейротизм — одна из личностных черт, неизменно присутствующих в описании личностных предикторов суицидального поведения [16], в том числе и в подростковой популяции [21; 19].
Межличностные отношения в контексте совершения суицидальных поступков у подростков приобретают двойное значение. С одной стороны, конфликты и прерывания контакта в близких отношениях (как правило, это отношения с родителями или формирующиеся отношения в паре) являются основными триггерами суицидальных поступков, выступая в качестве непосредственной причины самоубийства [27]. С другой стороны, ситуации, когда подростки оказываются прямыми или опосредованными свидетелями суицида либо знакомы с суицидентами, служат предрасполагающим фактором для суицидального поведения [32]. В ситуациях экспертного анализа при суицидах отмечается сложность четкой квалификации тех межличностных отношений, которые выступают как факторы суицидального поведения. Все чаще в поле внимания попадают не парные отношения влюбленности, традиционно рассматриваемые как один из триггеров суицида, а отношения, имеющие сложную конфигурацию, не только диады, но и триады, с неопределенным статусом отношений, усложняющим интерпретацию происходящего между участниками. Межличностный фактор в зависимости от его роли в развитии ситуации может рассматриваться как хронический или ситуативный (в том случае, если назревавший кризис в отношениях непосредственно влияет на формирование смысла самоубийства).
Важным условием в целом ряде случаев суицидального поведения в подростковом возрасте является когнитивный фактор в виде особо – го комплекса убеждений относительно допустимости суицидального поведения (что более характерно для личностно дисгармоничных подростов) или слабая сформированность представлений о последствиях суицида (данный вариант свойственен скорее подросткам с незрелой личностью). Вместе с тем, мысли на тему суицида не всегда ведут к суицидальным попыткам, хотя и связываются со снижением комплайент- ности к терапии [23]. Вероятно, именно сочетание суицидальных мыслей с представлением о допустимости суицида, а также взаимодействие с другими факторами оказывает решающее воздействие на формирование суицидального поведения. Одним из методов, позволяющих пролить свет на убеждения подростка, связанные с суицидальным поведением, и его суицидальные мысли, является анализ творческих продуктов (в частности, дневников) и предсмертных записок, если они имеются.
А.Г. Амбрумова выделила ряд особенностей, характеризующих подростковые суициды, среди которых, с одной стороны, неадекватная оценка последствий аутоагрессивных действий самими подростками, с другой — неверная оценка родителями мотивов подростков и поводов для совершения самоубийства, а также взаимосвязь отклоняющегося поведения с суицидальными попытками [2; 8]. На наш взгляд, неадекватность оценки последствий суицидальных действий связана также с нереалистичностью представлений о смерти у подростков, недопониманием ее необратимости.
В качестве одного из значимых личностных факторов выступает самооценка суицидента [9]. Специфические возрастные особенности самооценки подростка (нестабильность, тенденция к снижению, зависимость от мнения ближайшего окружения, как сверстников, так и взрослых) могут становиться звеном, взаимодействие с которым других личностных факторов и неблагоприятной ситуации приводит к суицидальным действиям. Специфическим компонентом самооценки являются особенности восприятия собственного тела и его оценка. Фактор неудовлетворенности телом в подростковом возрасте нередко связывается с суицидальными мыслями [26]. Подростки, демонстрирующие экстремальные способы контроля своего веса, имеют большую склонность к совершению суицидальных попыток [30]. В экспертной практике встречаются случаи, связанные с неудовлетворенностью телом, которая в одних случаях выступает в качестве периферического фактора (вклад неудовлетворенности телом в самооценку в целом), а в других случаях — в качестве центрального фактора (пищевое расстройство и ненависть себе указывались в качестве причины суицида в предсмертной записке).
В последнее время в контексте суицидального поведения высокую актуальность приобрели проблемы идентичности у подростков, особенно гендерной, включая формирование гендерных и сексуальных предпочтений [33]. Принадлежность подростка к сексуальному меньшинству обнаруживает сильные связи с суицидальными мыслями и суицидальным поведением, причем этот эффект усиливается за счет сочетания с такими наиболее значимыми факторами, как депрессивные тенденции, чувство безнадежности, употребление алкоголя, суицидальные попытки сверстников или членов семьи, а также пережитое насилие [34].
Формирование самосознания в подростковом возрасте может сопровождаться переживанием внутриличностного конфликта в связи со сложностью определения идентичности, что позволяет уточнить и модифицировать известное определение суицида как следствия социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросо- циального конфликта [1]. Подросток оказывается в ситуации «расщепления», имея позитивную оценку в глазах родителей, демонстрируя социально одобряемое поведение, как правило, обладая позитивным статусом с точки зрения школьной успеваемости и академических достижений. При этом для подростка чрезвычайно значимым становится взаимодействие с группой сверстников, разделение их увлечений и интересов, участие в специфических для данной возрастной группы формах активности, таких как переписка в социальных сетях с введением специфической (в том числе обсценной) лексики и форм выражения. Это формирует конфликт идентичности у подростка, как правило, в его мироощущении мир сверстников и мир родителей противоположны по духу и содержанию. С точки зрения реализации суицидальных действий, ключевой становится конкретная ситуация, обладающая субъективной значимостью, в ходе которой внутриличностный конфликт в переживаниях подростка обнажается и выходит на первый план. Данная ситуация обусловливает уязвимость подростка к суицидальным мыслям и намерениям. Риск самоубийства существенно увеличивается в случае предшествовавших суицидальных попыток и саморазрушаю- щего поведения.
Рассматривая ряд факторов суицидального поведения в подростковом возрасте, следует отметить важность их анализа не в качестве изолированных причин суицидальных поступков, а в контексте разворачивания траекторий формирования суицидального поведения. Bridge J.A. и коллеги [13], описавшие подобные траектории, выделили факторы допубертатной и пубертатной фаз развития. К допубертатным факторам относятся особенности родителей, в частности, их психические расстройства (в особенности, депрессивного круга), связанные с последующим формированием у ребенка нейротизма, тревожности и чувства безнадежности, а также импульсивность и агрессия, суицидальные попытки родителей с формированием на основе этих факторов импульсивности у самого ребенка. Затем, в пубертатной фазе, первая траектория идет по схеме формирования депрессии у подростка с включением суицидальных убеждений, вторая — с формированием импульсивности и агрессивности как личностных черт. На следующем этапе данные траектории сближаются, дальнейшее развитие в сторону суицидальной попытки определяется сочетанием стрессовых (например, потеря близкого или конфликт) и защитных (социальные связи, культурные и религиозные убеждения) факторов, а также наличием фасилитирующих обстоятельств, таких как алкогольная интоксикация и опосредованное воздействие через средства массовой информации или суицидальную попытку у сверстника. Доступность средств совершения суицида способствует наступлению завершенной суицидальной попытки [3; 11; 13].
Заключение
Таким образом, суицидальное поведение в подростковом возрасте имеет многофакторную природу, включающую как психопатологические, так и психологические механизмы, а также средовые и социальные факторы. Рост аутодеструктивных поведенческих тенденций в данном возрасте с последующим выбором суицида как способа решения возникающих проблем требует тщательного анализа личности несовершеннолетнего, сферы межличностных отношений, особенностей воспитания и других обстоятельств для последующего формирования стратегий психосоциальной профилактики и адаптации, а также выработки форм и способов психологической и социальной поддержки подростков, входящих в группу суицидального риска. Одним из методов такого исследования может служить герменевтический анализ материалов уголовного дела в рамках судебной экспертизы психического состояния подростка, совершившего суицид. Такое исследование позволяет выстроить достаточно полную картину произошедшего и сделать выводы об основных факторах суицидального поведения в каждом конкретном случае, а также способствовать обобщению данных и формированию концепции суицидального поведения в подростковом возрасте.