В данной статье мы хотели бы поделиться опытом использования имаго-терапии при оказании экстренной психологической помощи по Телефону доверия.

Имаго-терапия как теоретический подход и технология практической работы была разработана нашими американскими коллегами Харвиллом Хендриксом и Хелен Хант в 80-х годах прошлого века для работы с парами, которые ищут психологической помощи. Она представляет собой интегративный подход, соединяющий в авторской редакции самые эффективные техники работы в индивидуальном консультировании и понимание механизмов интер-персонального взаимодействия. Основной инструмент имаго-терапии – это специальная структура диалога, разработанная специально для пар.

После обучения (Институт Имаго Терапии, Нью-Йорк, США) мы стали применять основные положения и техники этого подхода и адаптировать его к специфике нашей работы. Здесь представлен опыт работы с суицидальными клиентами в контексте имаго-терапии за  последние 2 года.

Анализируя обращения абонентов с суицидальной активностью, поступающие на ТД,  мы видим существенные отличия в причинах, по которым мужчины и женщины решаются на этот отчаянный шаг.

Мужчины:

  • потеря работы,
  • потеря финансового благополучия,
  • потеря социального статуса и т.п.

Женщины:

  • неразделённая любовь,
  • измена,
  • утрата близкого человека,
  • конфликтные отношения и т.п.

В имаго-терапии отношений даётся следующее объяснение данному феномену: «Различия, лежащие в основе женских и мужских болевых точек, имеют биологическую природу и проявляются с рождения. Девочки более чувствительны к изоляции и недостатку внимания. Большинство же мужчин крайне тяжело переносят чувство стыда и собственной несостоятельности»[2].

Знание этих различий позволяет психологу выстроить работу с клиентом, учитывая его гендерные особенности. Так, при консультировании мужчин большее внимание уделяется их деятельности с акцентом на той сфере, в которой клиент более успешен. Не стоит (или с осторожностью) использовать стратегию отражения чувств (Cooke, 1979), т.к. это как бы подчёркивает беспомощность мужчины в сложившихся обстоятельствах. В консультировании женщин с суицидальной проблематикой, напротив, больший акцент делается на исследовании чувств, с максимальным проявлением эмпатии и сострадания со стороны консультанта. Продуктивно, в частности, использовать более детальное отзеркаливание.

Если говорить про использование конкретных техник в консультировании, то имаго-терапия предлагает свой «ансамбль» всем известных инструментов –  Отзеркаливание – Подтверждение смысла – Выражение эмпатии. Перейдём к более детальному рассмотрению этих техник и специфике их использования в консультировании суицидалов по ТД.

Отзеркаливание: На первом этапе консультант отзеркаливает небольшими порциями всё, что говорит абонент, затем резюмирует услышанное. Это позволяет решить целый ряд важных задач, стоящих перед консультантом экстренной психологической помощи при консультировании абонента с суицидальной активностью:

  • Установление тесного эмоционального контакта;
  • Максимальная эмоциональная разгрузка абонента;
  • Исследование жизненной ситуации абонента;
  • Оценка степени «летальности» ситуации;
  • Определение эмоционального состояния клиента.

Подтверждение смысла: например, «Я понимаю, что Вы…, на основании того, что…» или «То, что Вы говорите, имеет смысл, и он состоит в том, что…»

Эмпатия: например, «Я представляю, что ты можешь чувствовать …»   или   «Я представляю, Вы, возможно, чувствовали …»   или  «Я могу представить твое чувство …»  (если чувства уже были установлены).

В целом, эти шаги, которые в такой последовательности и зафиксированы в имаго-диалоге,  дают возможность клиенту почувствовать себя услышанным, безоценочно принятым и понятым консультантом ТД.

Нами было замечено, что ряд клиентов с суицидальной активностью начинает испытывать чувство раздражения в случае большого количества задаваемых вопросов (ощущение, что их пытают, им не доверяют, не верят, не понимают). При консультировании клиентов в системе имаго-терапии вместо вопросов, как правило, используются предложения-основы. Консультант заменяет вопрос на основу предложения, например: «И тогда я чувствую…», которую клиент продолжает. Это позволяет избежать роста эмоционального напряжения у клиента! Помимо этого, использование предложений-основ позволяет консультанту плавно провести клиента по цепочке от ситуации к его мыслям и далее к чувствам, действиям и внутренним страхам. В результате чего человек сталкивается со своей истинной проблемой. У женщин – страх одиночества, страх быть не любимой. У мужчин – чувство стыда, чувство и страх собственной несостоятельности. Проделав этот путь, абонент, как правило, готов к следующему этапу – поиску альтернативных суицидальной активности действий и ресурсов (внутренних и внешних), способствующих такой деятельности.

Конечно же, работа консультанта со столь сложной проблемой требует внутреннего напряжения и поиска путей помощи данному клиенту в его конкретной ситуации с учётом его неповторимой индивидуальности. Поэтому, когда в распоряжении консультанта есть некоторый методический арсенал, это позволяет чувствовать себя более свободно и творчески в процессе помощи клиентам по построению их уникальной и бесценной жизни.