Суицид – это добровольный, сознательный уход из жизни на почве нравственно не одобряемой социумом причины, обусловленной кризисом микросоциальной сферы личности, приводящего к потере ценностей реальной жизни и подавляющего инстинкт самосохранения [8]. Суицид – один из факторов определяющих индивидуальную продолжительность жизни [2].
Первоначальным подходом к определению суицидального поведения являлся репрессивный, где основной идеей был запрет на самоубийства. Возникновение суицидологии как науки связывают с именем Эмиля Дюркгейма, представителя социологического подхода. Самоубийства, по Дюркгейму, разделяются на аномическое, эгоистическое и альтруистическое. С дальнейшим развитием суицидологии возникали следующие подходы: психологический, социально-психологический, клинико-психологический, биологический и интегративный. Интегративный подход получил наибольшее развитие в работах отечественных авторов. Основными его представителями являются В. А. Тихоренко и А. Г. Амбрумова. В данном подходе были впервые определены личностные смыслы суицидального поведения, описан повышающий риск проявлений суицидальных реакций «суицидогенный комплекс» и классифицированы проявления постсуицида.
Подростковый возраст характеризуется формированием чувства взрослости, критическими для индивида психологическими и физиологическими изменениями. Происходят значительные изменения в структуре Я-концепции, усиливается склонность к самонаблюдению, некоторые личностные качества подвергаются существенной переоценке. Суицидальное поведение подростков в общих чертах повторяет основные особенности суицидов взрослых, но в нем присутствует собственная специфика, объясняющаяся возрастом. Основной психологический смысл подростковых суицидов заключается в желании привлечь внимание к себе, к своей проблеме и к эмоциям по отношению к сложившейся ситуации. По мнению Л. А. Азаровой наиболее частыми причинами суицидов среди подростков являются [1]:
- Потеря близкого или любимого человека;
- Состояние переутомления;
- Уязвленное чувство собственного достоинства Разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, наркотиков, гипногенных психотропных средств;
- Отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство;
- Различные формы страха, гнева и печали по разным поводам;
- Дезадаптация, связанная с нарушением социализации (место молодого человека в социальной структуре не соответствует уровню его притязаний);
- Конфликты в семье (часто связаны с непринятием системы ценностей старшего поколения);
- Болезненные состояния (психозы, пограничные состояния, соматические заболевания);
- Боязнь ответственности и стыд за совершенное правонарушение.
Суицидальное поведение подростка может быть обусловлено депрессией, которая имеет свои возрастные особенности: чрезмерную эмоциональность, дисфорический оттенок настроения, конфликтность, агрессия, снижение интереса к учебе. Состояние подростков, совершивших суицидальную попытку, определяется «следами» пережитой психотравмирующей ситуации, динамикой психического состояния после суицида, особенностями личностно-характерологического реагирования, дополнительными переживаниями, связанными с суицидальной попыткой и соматическими последствиями попытки, семейным микроклиматом и обстановкой в окружающей среде [6].
Термин «защитные механизмы» был впервые введен Зигмундом Фрейдом и развит в работах Анны Фрейд и других психоаналитиков. Защитный механизм психики — понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. [7] Келлерманом и Плутчиком были выделены восемь основных защитных механизмов: отрицание, вытеснение, рационализация, замещение, регрессия, реактивные образования и компенсация. Стадии развития защитных механизмов связаны с развитием Эго. В процессе взросления, социализации и индивидуального научения ребенка происходит формирование полноценной системы механизмов психологической защиты. Главная функция защитных механизмов – сохранение цельности Я-концепции, организация психического равновесия, необходимого для преодоления фрустрации. Наиболее характерными для подростков являются механизмы отрицания, интеллектуализации в вытеснения. Для людей, склонных к повышенному суицидальному риску, свойственны механизмы проекции, интеллектуализации, отрицания и регрессии. Кроме того, у суицидентов проявляется повышение общей напряженности защитных механизмов. [4]
Организация эмпирического исследования Целью исследования являлось изучение связи между суицидальным поведением и защитными механизмами. Предполагалось, что при высоком проявлении склонности к суицидальному поведению будет наблюдаться повышение общей напряженности защитных механизмов. Для проверки гипотезы были использованы результаты исследования, проведенные среди учащихся 10-11 классов в возрасте 15-17 лет. Методы исследования: «Опросник суицидального риска» в модификации Т. Н. Разуваевой. «СР-45» – авторская разработка П.И. Юнацкевича. Использовался для выявления склонности к проявлению суицидальных реакций. Тест-опросник механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля», «Life Style Index» (LSI) (Р.Плутчик, Г.Келлерман, Х.Р.Конте, адаптация Е.С.Романова, Л.Р.Гребенников. Результаты и обсуждение По результатам исследования, проведенного среди 50 учащихся, были получены следующие результаты. При обработке данных, полученных в ходе исследования с использованием теста «СР – 45», было выявлено, что 34% исследуемых подростков проявляют уровень склонности к суицидальным реакциям ниже среднего, 12% – низкий. Также, у 22% исследуемых подростков был выявлен средний уровень к проявлению суицидальных реакций, у 24% – выше среднего. У 8% старшеклассников наблюдался высокий уровень склонности к суицидальным реакциям. (рис. 1)
При обработке результатов, полученных в ходе исследования подростков с использованием опросника суицидального риска в модификации Т. Н. Разуваевой были выявлены следующие показатели для каждой из шкал (рис 2)
Наивысшие результаты были выявлены по шкалам: «максимализм», «социальный пессимизм», «аффективность» и «демонстративность». Демонстративность определяется в данном случае как внутренний «крик о помощи», воспринимаемый окружающими как «шантаж». Наиболее суицидоопасным считается сочетание данного фактора с эмоциональной ригидностью. Аффективность проявляется в доминировании эмоций над интеллектуальным контролем при оценке ситуации. В крайнем варианте проявления признака может наблюдаться аффективная блокада интеллекта. Максимализм проявляется в инфантильной фиксации на ценностных установках и неудачах. При высоком проявлении данного фактора наблюдается ситуация распространения на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. При высоких показателях по шкале «социальный пессимизм» наблюдается восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими. Для описания результатов, полученных в ходе исследования экспериментальной и контрольной группы с использованием теста-опросника механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля» (LSI) Р.Плутчика, Г.Келлермана, Х.Р.Конте, в адаптации Романовой Е.С., Гребенникова Л.Р. были подсчитаны средние баллы по каждой шкале и получены следующие результаты (рис. 3)
Наиболее выраженными среди подростков данной группы являются следующие защитные механизмы: «интеллектуализация», «отрицание» и «регрессия». Регрессия является достаточно простым механизмом психической защиты. Она проявляется в возврате к привычному способу действия после достижения качественного нового уровня в развитии компетенции. Важно отметить, что, для классификации этого способа действия, как и указанных выше, он должен быть бессознательным. Личность, в процессе своего эмоционального и социального развития, никогда не проходит строго прямой путь, процесс достижения новых уровней характеризуется колебаниями, которые имеют тенденцию становиться менее критическими с возрастом, но полностью не исчезают. Подфаза воссоединения в процессе сепарации – индивидуации, становится одной из тенденций, присущих каждому человеку. [10]
Механизм интеллектуализации проявляется как способ выражения собственных влечений через логически выстроенные мыслительные конструкции и переформулировку. Соответственно, рассуждения заменяют переживания. Основным признаком интеллектуализации является недопущение проявления аффектов, связанных с ситуацией, и логические способы решения конфликтных тем. Проявление отрицания – отказ от признания наличия чего-либо нежелательного. Соответственно, подвергнутая механизму отрицания, информация не переходит в сознание и ее нельзя вспомнить, отказавшись от данного защитного механизма. После отказа от защиты она признается, так как ранее не была воспринята как имеющая смысл и существующая. В данном исследовании была выдвинута гипотеза о взаимосвязи общей напряженности защитных механизмов и склонности к проявлению суицидальных реакций. Для проверки гипотезы использовались результаты, полученные в ходе исследования подростков экспериментальной группы по тесту «СР-45». При обработке теста-опросника механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля» (LSI) Р.Плутчика, Г.Келлермана, Х.Р.Конте, в адаптации Романовой и Гребенникова, была установлена общая напряженность защитных механизмов как для всех подростков данной выборки, так и для каждого индивидуально.
Используя коэффициент ранговой корреляции Спирмена, была определена взаимосвязь общей напряженности защитных механизмов и склонности к проявлению суицидальных реакций. Коэффициент корреляции Спирмена равен p=0,904. Tkp = 0,1. коэффициент ранговой корреляции статистически – значим и ранговая корреляционная связь между оценками по двум тестам значимая. Выдвинутая гипотеза о наличии связи между общей напряженностью защитных механизмов и склонностью к проявлению суицидальных реакций подтвердилась. Заключение Важнейшей задачей современной психологии является профилактика суицидального поведения. [5]
Это относиться ко всем возрастным группам [3], но особенно значимо для подростков. Профилактика ряда других девиаций: лжи, обмана, неуставных отношений [9] как возможных факторов, сопутствующих суицидальному поведению, важна не только в образовательной среде, но и в среде военнослужащих. В рамках данного исследования мы провели теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме суицидального поведения и осуществили эмпирическое исследование суицидального поведения подростков. Теоретический анализ отечественных и зарубежных источников относительно проблемы суицидального поведения в подростковом возрасте показал, что данный вопрос в настоящее время является актуальным и остается во многом еще не изученным.
Для исследования индивидуальных особенностей суицидального поведения подростков, поведения и защитных механизмов психики использовались следующие методики: «Опросник суицидального риска» в модификации Т. Н. Разуваевой, Тест «СР-45» П.И. Юнацкевича, Тест-опросник механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля» Р.Плутчика, Г.Келлермана, Х.Р.Конте, в адаптации Е.С.Романовой, Л.Р.Гребенникова. Было выявлено, что наиболее выраженными среди подростков данной группы являются следующие защитные механизмы «интеллектуализации», «отрицания» и «регрессии». При обработке результатов, полученных в ходе исследования подростков с использованием опросника суицидального риска в модификации Т. Н. Разуваевой наивысшие результаты были выявлены по шкалам: «максимализм», «социальный пессимизм», «аффективность» и «демонстративность». Была проведена проверка гипотезы о взаимосвязи общей напряженности защитных механизмов и склонности к проявлению суицидальных реакций. Используя коэффициент ранговой корреляции Спирмена, была определена взаимосвязь указанных выше параметров. Корреляция явилась статистически значимой. Выдвинутая гипотеза о наличии связи между общей напряженностью защитных механизмов и склонностью к проявлению суицидальных реакций подтвердилась.