Обращения по вопросу защиты прав потребителей на ДТД не так часты. Однако есть ситуации, которые могут возникнуть в любой семье.
На день рождения внучки бабушка с дедушкой подарили дорогую игрушку, но она оказалась нерабочей. Чек они не сохранили, но знают точную дату покупки. В силу возраста родителей, абонентка не хочет их тревожить по этому вопросу и хочет понять может ли она самостоятельно вернуть подарок в магазин.
Согласно ст. 503 Гражданского кодекса РФ, ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей”, потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе в том числе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Важно знать и понимать, что отсутствие документов, подтверждающих покупку (кассового чека) – не основание для отказа потребителю в возврате товара, не лишает его права ссылаться на другие доказательства покупки (ст. ст. 18, 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей”, ст. 493 Гражданского кодекса РФ.)
По вопросу кто именно должен вернуть товар в магазин, даны разъяснения в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 “О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей”, согласно п. 3 правами, предоставленными потребителю Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей” и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами, а также правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом РФ пользуется не только гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий товары (работы, услуги), но и гражданин, который использует приобретенные (заказанные) вследствие таких отношений товары (работы, услуги) на законном основании (наследник, а также лицо, которому вещь была отчуждена впоследствии, и т.п.).
За консультацией или оказанием иной помощи в защите прав потребителей можно обращаться в консультационные пункты для потребителей либо в общественные организации по защите прав потребителей, адреса которых размещены в государственном информационном ресурсе по защите прав потребителей http://zpp.rospotrebnadzor.ru/organizations/gos.