Тема детской влюбленности знакома всем родителям. У кого-то первые чувства ребенка вызывают умиление, у кого-то — тревогу, а у кого-то — даже протест. Вместе с родителями, воспитателями и психологами разбираемся, как правильно реагировать на первую влюбленность и не нанести детям психологическую травму.
Влюбленность в детском саду встречается нередко и обычно проходит легко — бесследно или же оставляя после себя забавные и приятные воспоминания. Такие ситуации наблюдают и воспитатели, и родители.
Наталья, воспитатель детского сада (Белгород):
«В моей группе однажды случился детский роман. Это было довольно мило и выглядело, скорее, как забота. Ребятам было по пять лет. Он ни на шаг от нее не отходил. Если кто-то баловался, дрался или толкался, то всегда становился к ней спиной, а к ним лицом, чтобы контролировать ситуацию. Когда мальчик накрывал на стол, первый прибор всегда клал девочке. На прогулках всегда ходил с ней за ручку. При этом они особо не разговаривали друг с другом, Он просто держал ситуацию под контролем, а она это принимала. Проблем это не вызывало.
Закончился садик — закончилась и любовь. Открылся новый мир, новые знакомства, это нормально».
Анна, мама двоих детей (Курск):
«Моей дочке было пять лет, когда она тихонько шепнула мне на ушко, что влюбилась. Дочка каждое утро шла в садик довольная, ждала встреч с мальчиком, хотя они случались только на прогулках. По ее словам, он был заботливым, делал замечания, когда кто-то хотел обидеть ее или отнять игрушку. Всегда первым с ней здоровался, предлагал поиграть.
Я знаю, что дочка тихонько умиляется, когда мы с моим партнером обнимаемся, улыбаемся друг другу, говорим приятные слова. Так что я не удивилась, что моя девочка испытала нежность и симпатию по отношению к кому-то. На мой взгляд, это моделирование ситуации, мини-версия взрослых отношений. Мне было мило ее слушать и разделять с ней эти эмоции.
Чуть позже мальчик пошел в школу. Дочка до сих пор его вспоминает, но это ее не гнетет: она познакомилась с другими ребятами, у нее есть новые симпатии».
Впрочем, не все подобные истории проходят так же легко и позитивно. Симпатии далеко не всегда оказываются взаимными. Над ребенком, проявляющим свои чувства, могут смеяться в группе. Наконец, привязанность может оказаться очень сильной и не проходить годами. Все это не просто ранит ребенка здесь и сейчас, но и приводит к проблемам с самооценкой, осознанием своих чувств и построением отношений в будущем.
Кроме того, родителей и педагогов часто пугают ранние проявления сексуальности и интерес к своим и чужим половым органам у детей.
Советы родителям
Психолог Екатерина Астахова и психолог-педагог Наталья Листопадова:
1. Выслушать и поддержать ребенка
Детская влюбленность — это репетиция. Часто можно услышать, что дети собираются пожениться, жить вместе и даже хотят завести дочку/сыночка. Это всего лишь «игра во взрослых», в ней нет ничего опасного. Обсуждайте то, что ребенок чувствует, спрашивайте его, чем ему понравился объект симпатии. Это помогает ему рассуждать, а вам — понимать, какие именно чувства малыш испытывает.
Бывает такое, что дети не рассказывают о своих чувствах. Если, например, вы догадываетесь о влюбленности или вам рассказал воспитатель, а ребенок молчит, то лучший способ узнать, что происходит на самом деле, — поиграть в это. Выстройте кукол, карандаши, машинки. Пусть сам распределяет роли между игрушками, кто — воспитатель, кто — он сам, кто — другие дети. В этот процесс он обязательно включит и тех ребят, с кем у него есть контакт, негативный или позитивный. Это хороший способ узнать, что происходит в детском саду в принципе.
2. Помочь поухаживать за объектом симпатии
Как бы забавно это ни выглядело со стороны, родители должны поддержать ребенка, не смеяться над ним и даже помочь. Например, можно предложить сделать для девочки/мальчика сюрприз, что-то приятное. Так родители формируют у ребенка навык ухаживания.
3. Помочь отвлечься от безответной или навязчивой симпатии
Если любовь длительна и безответна, подумайте, чем вы можете помочь ребенку, как переключить его внимание: какие-то секции, хобби, изучение новой информации. Этот совет можно дать родителям не только дошкольников, но и детей любого возраста, которые столкнулись с безответными чувствами.
4. Обратить внимание, если ребята говорят о сексе и других «взрослых вещах»
В большинстве случаев никаких поводов паниковать нет. В три-четыре года ребенок начинает понимать, чем мальчики отличаются от девочек. Ребята рассказывают родителям про то, что где-то могли увидеть, подсмотреть у своих одногруппников, и это нормально. Они наблюдают за окружающим миром и получают новые знания.
Психологи рекомендуют обратить внимание на такие проявления в детских отношениях и без агрессии пресечь их. Воспитателю обязательно нужно поговорить с родителями без осуждения и претензий. А родителям — объяснить ребенку, что такое личные границы.
Если же речь идет о нездоровых проявлениях сексуальности (таких, как демонстрация половых органов, приставания к другим детям, имитация полового акта во время игр), то причина может крыться в семье. Либо ребенок видит родителей во время интима, либо сам подвергается сексуальному насилию. Это не всегда так, но на такие вещи воспитателю следует обратить внимание. Для начала в любом случае нужно спокойно поговорить с родителями.
5. Научить выстраивать личные границы
Ради безопасности ребенка родители должны объяснить ему, что его тело принадлежит только ему. Никто не может подсматривать, трогать его и так далее, кроме очень близких людей. А есть такие части тела, которые вообще никто не имеет права трогать.
6. Соблюдать конфиденциальность
Не нужно открывать тайну, которой поделился с вами ребенок, без его согласия. Ни в коем случае не обсуждайте ее на кухне с подругой или с другими членами семьи, тем более — в насмешливом тоне.
Главное в этой ситуации (и для родителей, и для воспитателей) — выстроить доверительные, дружеские отношения, не смеяться над ребенком и ни в коем случае его не ругать, даже если какие-то проявления вас беспокоят. Ведь первая влюбленность — очень важный эмоциональный опыт, и он не должен стать травмирующим.