В наши дни большое количество молодежи входят, в какую-либо субкультуру. Субкультуры представляют собой группы людей, объединенных общими интересами, со своими особенностями, ценностями, мировоззрением. Основой культуры могут быть свой стиль одежды, свои манеры, музыка. В своей сущности субкультура – это поиск социального статуса. Вступив в нее человек, обычно, обретает индивидуальный внешний вид, отказывается от общепринятых норм и правил поведения. То есть, форма одежды индивида радикально отличается от большинства, также меняются музыкальные предпочтения и взгляды на происходящее вокруг [1, 6]. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер, стремятся к изоляции. А другие наоборот, пытаются выделиться, донести свою мысль до окружающих. Бывают и агрессивно настроенные субкультуры. Они могут высказывать свой протест против общества, нарушать законы и правила [4, 5]. Все больше молодежи пытаясь найти свой путь, вступают в какую-либо субкультуру. В России, как и в других странах мира, существует множество неформальных объединений. Самыми распространенными неформальными объединениями являются готы, отаку, рэперы, рокеры, «Золотая молодежь», эмо и др.. Точно сказать, когда начали зарождаться те, или иные субкультуры в нашей стране нельзя, но первые упоминания о них были в начале 60-х годов. Но жёсткий политический строй не дал им развиться и многие неформальные группы затихли. Вторая вспышка была в 70-х годах. Государство не смогло подавить такое быстрое развитие неформальных движений и перестало противостоять этому. В 90-х годах в России можно было насчитать не менее десятка различных субкультур. О неформальных движениях говорили не только журналисты и общественность, но и психологи [2]. Ученые стали говорить о субкультурах в национальном масштабе.

Целью нашей работы является изучение понятия субкультур и их анализ в современной России.

 

Материал и методы

Объектом наших исследований стали 64 человека. 27 девушки и 37 парня. Эти люди являются студентами различных высших учебных заведений. Возраст их от 16 до 20 лет.

 

Результаты

На вопрос: «Что понимают под понятием «субкультура»?» 80% респондентов ответили, что это «система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества».

На опрос: «Относите ли вы себя к какой-либо субкультуре?» 60% опрошенных ответили, что не относят себя к каким-либо неформальным объединениям, и 40% могли бы причислить себя к определённой субкультуре. 70% респондентов считают, что субкультуры различают по таким критериям как «стиль и образ жизни», 25% – по «навыкам и умениям», и всего 5% – по «ценностям». 45% опрошенных ответили, что на предпочтения при выборе субкультуры могут повлиять изменение мировоззрения. 30% (из которых большинство девушки) полагают, что на выбор субкультуры влияет мода, 23% считают, что предпочтения при выборе субкультуры меняются под влиянием мнения окружающих, 2% утверждают, что человек решает сам. 40% анкетируемых ответили, что в городе часто встречают «рокеров», 18% «готов», 12% «панков», 10% «скинхедов», 10% «золотую молодёжь», 10% «эмо». 70% опрошенных нейтрально относятся к влиянию субкультур на молодёжь, 15% положительно, 15% отрицательно. О принадлежности к той или иной субкультуре 30% респондентов полагают, что предпочтение в музыке, 30% – одежда, 20% – характер, 15% – макияж и 5% отметили различные признаки. Влияние субкультур проявляется, по мнению 60% опрошенных во внешнем виде, 27% – в мероприятиях» и 13% в различных действиях и акциях. 55% респондентов уверено, что принадлежность студента к той или иной субкультуре может влиять на обучение в вузе, 45% полагают, что это не так.

 

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что чаще всего, мотивом для создания субкультур среди молодёжи является желание выделиться из общей массы, обрести свою индивидуальность, а принадлежность к той или иной субкультуре проявляется в большей степени во внешних признаках [4].