В настоящее время в области телефонного консультирования отчет­ливо прослеживается тенденция к расширению методов работы за счет адаптации к дистанционной форме психологической помощи методов и техник очных психотерапевтических направлений. Если в начале сво­его развития службы Телефонов доверия были преимущественно ори­ентированы на эмпатическое сопереживание и безусловное принятие абонента, и, таким образом, разделяли принципы гуманистической психотерапии [Holding, 1975], то в последнее время в телефонном кон­сультировании начинают использоваться элементы самых разных пси­хотерапевтических школ [Ештокин, 2011; Зыбина, Иванова, 2011; Ленгле, Шумский 2005; Шефов 2007].

Поиск новых форм и методов телефонного консультирования обус­ловлен разнообразием запросов, предъявляемых абонентами. Одним из часто встречающихся запросов при обращении на Телефон доверия яв­ляется помощь в определении стратегии поведения в конкретной ситу­ации.

Отметим, что в литературе, посвященной телефонному консульти­рованию, возможность предъявления абонентом запроса, связанного с поиском оптимальной стратегии поведения, учитывается: определение способов преодоления проблемы рассматривается, как задача одного из этапов телефонной консультации [Моховиков, 2001; Романова, 2001; Хачатурян, 2000]. В то же время описание конкретных техник, направ­ленных на решение этой консультативной задачи, в литературных ис­точниках найти достаточно сложно.

Мы предполагаем, что при работе с запросом, состоящем в опреде­лении оптимальной поведенческой стратегии, эффективным средством помощи могут оказаться техники Ориентированной на решение крат­косрочной терапии. Они позволяют уже в первой беседе помочь або­ненту увидеть ситуацию в новом контексте — в контексте возможного решения — и выработать, соответственно, более конструктивные фор­мы поведения. При этом, пути решения проблемной ситуации не пред­лагаются консультантом, а формулируются самим абонентом, на осно­ве его жизненного опыта, ценностей, убеждений и т. д.

Осмыслению опыта использования техник этого направления в практике телефонного консультирования посвящена данная статья.

 

Теоретические основания Ориентированной на решение краткосрочной терапии

Ориентированная на решение краткосрочная терапия разрабатыва­лась начиная c 1970х годов ХХ века американскими психотерапевтами С. де Шайзером (S. de Shazer) (1940 — 2005) и Инсу Ким Берг (Insoo Kim Berg) (1934—2007) и окончательно оформилась к началу 1990х годов. Формирование этого направления, можно рассматривать в двух различ­ных контекстах: как результат применения в клинической практике фи­лософских идей постклассической рациональности, постмодернизма и конструктивизма и как развитие традиций краткосрочной психотера­пии, заложенных М. Эриксоном и Институтом ментальных исследова­ний Пало-Альто (The Palo Alto Mental Research Institute).

В качестве методологической основы Ориентированной на решение краткосрочной терапии выступает ряд направлений философской мыс­ли второй половины XX века: постструктурализм, постмодернизм, со­циальный конструктивизм. В рамках этих направлений постулируется, что при изучении психических феноменов на объект исследования ока­зывают влияние цели и установки самого исследователя. В связи с этим, признается ограниченность возможностей моделирования явлений со­знательный жизни через выявление причинно-следственных законо­мерностей и принципиальная невозможность их «полного», «всесто­роннего» описания [Будинайте, 2006].

Следствием применения этих идей в психотерапевтическом контек­сте является отказ от экспертной позиции психотерапевта как носителя «объективных» знаний и ориентация на сотрудничество с самим клиен­том как с экспертом, обладающим наиболее полной, «инсайдерской» информацией о своей проблеме и способах ее решения.

Психотерапевт в этом подходе рассматривается как фасилитатор: его работа направлена, прежде всего, на то, чтобы выявить, поддержать и усилить те положительные изменения, которые уже происходят в жиз­ни клиента. В процессе работы исследуется более устраивающая клиен­та жизненная ситуация и уже имеющиеся у него ресурсы, сильные сто­роны, конструктивные стратегии поведения. С содержательной точки зрения сам клиент определяет цель психотерапевтической работы и формулирует возможные пути достижения этой цели.

Конструктивистская ориентация данного подхода проявляется в ак­центировании циркулярной взаимосвязи между поведением человека и тем, как он видит свою жизненную ситуацию: способ восприятия чело­веком себя и обстоятельств своей жизни оказывает влияние на его дей­ствия, а полученный в результате совершенных действий опыт, в свою очередь, влияет на представления человека о себе и происходящих в его жизни событиях [Будинайте, 2005].

В связи с этим, психотерапевтический процесс понимается как сов­местное с клиентом конструирование нового «непроблемного» описа­ния его жизненной ситуации. Предполагается, что трансформация «по­нятийных структур» клиента, которая осуществляется в процессе тера­пии, приводит к изменению и его поведенческих реакций и, таким об­разом, может быть использована для достижения прагматических пси­хотерапевтических целей [Shazer, 1991]. В то же самое время уже в пер­вой беседе накапливаются «факты» исключений и удач, которые меня­ют — в случае удачного хода беседы — сложившиеся представления клиента о себе и т. д.

Большое влияние на развитие Ориентированной на решения психо­терапии оказали работы Милтона Эриксона [Эриксон, 1995; Эриксон, Хейли, 2000].

Влияние М. Эриксона связано, прежде всего, с характерной для Ориентированного на решение подхода ориентации на достижение прагматических психотерапевтических целей (как правило формулиру­емых в терминах изменения в поведении клиента) и отказ от аналити­ческого исследования проблемы [Shazer, 1985; Shazer, 1988]. В Ориенти­рованной на решение психотерапии подчеркивается отсутствие прямой взаимосвязи между способами достижения клиентом поставленной им цели и причинами возникновения проблемы, поэтому история разви­тия проблемной ситуации и ее возможные причины, как правило, по­дробно не исследуются.

Другим психотерапевтическим направлением, которое сыграло важ­ную роль в становлении теории и практики Ориентированной на реше­ние краткосрочной терапии является краткосрочная стратегическая те­рапия, сформировавшаяся в результате работы Института психических исследований в Пало Альто.

В краткосрочной стратегической терапии используется интеракциональная модель, которая сфокусирована на циркулярной взаимосвязи между восприятием клиентом проблемной ситуации и предпринятыми им способами разрешения проблемы [Нардонэ, Вацлавик, 2006; Нардонэ, Сальвини 2011]. В этом направлении психологические проблемы рассматриваются как формы поведения, которые возникают, реализу­ются и подкрепляются в социальном контексте.

Несмотря на конструктивистскую ориентацию, характерную для обоих подходов, между ними есть и существенное различие. Если в краткосрочной стратегической психотерапии позиция терапевта носит директивный характер (в ней используются гипнотические техники, те­рапевт самостоятельно планирует последовательность поведенческих предписаний), то в Ориентированной на решение краткосрочной пси­хотерапии элементы директивности присутствуют в минимальной сте­пени. Терапевт отказывается от интерпретации предъявляемой клиен­том ситуации, а предписания чаще всего включают шаги по направле­нию к желаемой цели, предложенные и сформулированные самим кли­ентом.

В настоящее время Ориентированная на решение краткосрочная психотерапия становится все более популярной среди практикующих специалистов. М. Николс и Р. Шварц отмечают, что привлекательность этого подхода связана, с «сочетанием прагматического минимализма, когнитивной направленности и легко осваиваемых техник» [Николс, Шварц, 2004].

Хотя интерес к Ориентированной на решение терапии растет и сре­ди русскоязычных психологов, это направление только осваивается в нашей стране, а потенциал Ориентированной на решение краткосроч­ной терапии в различных областях практической психологии (в том числе и в сфере телефонного консультирования), с нашей точки зрения, еще далеко не реализован.

Ориентированная на решение краткосрочная терапия в контексте телефонного консультирования

Ориентированная на решение краткосрочная психотерапия облада­ет рядом особенностей, которые позволяют предположить, что исполь­зование этого метода в работе на Телефоне доверия может быть особен­но эффективным. При оценке потенциала этого подхода в работе на Те­лефоне доверия необходимо учитывать следующие специфические осо­бенности телефонного консультирования:

Консультация на Телефоне доверия чаще всего носит разовый харак­тер. В связи с этим работа в Ориентированной на решение логике может быть сведена к совместному конструированию описания устраивающей абонента жизненной ситуации, выявлению ресурсов абонента, его сильных сторон, применяемых им конструктивных стратегий и опреде­лению первого шага абонента по направлению к поставленной цели. Хотя наряду с этим можно давать и рассчитанные на более широкую перспективу задание или обратную связь.

Наличие единственного (аудиального) канала передачи информации. Одной из задач Ориентированной на решение краткосрочной терапии является конструирование клиентом нового описания себя и своей жизненной ситуации. Эта задача решается в первую очередь языковыми средствами, поэтому значимость вербализации, интонационной точно­сти в данном подходе особенно высока. В связи с этим наличие единст­венного, аудиального канала передачи информации может играть пози­тивную роль, так как способствует сосредоточенности абонента на са­мом содержании терапевтического диалога.

Индивидуальный формат работы. Еще одно важное ограничение телефонного консультирования связано с тем, что даже если заявлен­ная абонентом проблема включает в себя сложности в его взаимодей­ствии с другими людьми, работа, чаще всего, возможна только с од­ним из участников коммуникации. Вместе с тем, в Ориентированном на решение подходе существуют приемы, направленные на «вирту­альное» привлечение других лиц из окружения клиента, в случае, ес­ли они не могут принимать реального участия в разговоре [Будинай­те, 2012].

Структурированность телефонного диалога. В литературе по теле­фонному консультированию особенное внимание уделяется последова­тельности этапов телефонного диалога и важности прохождения всех этапов в рамках каждой телефонной консультации [Моховиков, 2001; Романова, 2001; Хачатурян, 2000]. В Ориентированной на решение краткосрочной психотерапии также детально разработана как первич­ная структура первой сессии, так и последовательность этапов дальней­шей работы.

Сопоставление последовательности этапов телефонного диалога и структуры первой сессии Ориентированной на решение краткосрочной терапии показывает, что консультативный процесс в обоих случаях вы­страивается схожим образом. И в том и в другом случае встречаются об­щие элементы: установление контакта, определение проблемы, поиск путей изменения ситуации, завершение разговора. Различие заключает­ся в том, что телефонное консультирование в своем традиционном ва­рианте ориентировано на анализ эмоциональных или когнитивных ас­пектов проблемной ситуации, в то время как фокусом работы Ориенти­рованной на решение краткосрочной терапии являются желаемые кли­ентом изменения.

Выявленное сходство открывает возможности для реализации ло­гики первой очной встречи в процессе консультации на Телефоне до­верия.

Этапы телефонного диалога, реализуемого в логике Ориентированной на решение краткосрочной терапии

Ниже будет представлено описание двух случаев, выполненное на ос­нове аудиозаписи телефонной консультации. При выборе практических примеров мы опирались на принятую в Ориентированной на решение краткосрочной терапии классификацию типов мотивации обращения за психологической помощью: «клиент» (человек готовый совершать усилия для изменения не устраивающей его ситуации), «жалобщик» (че­ловек, признающий существование проблемы, но считающий, что ее ре­шение зависит не от него, а от других людей), «визитер» (человек, на­правленный на работу с психологом другими людьми без самостоятель­ной мотивации) [Berg, 1994; Shazer, 1991].

Отметим, что по нашему опыту наиболее типичным, как очевидно, является обращение на Телефон доверия абонентов с мотивацией «кли­ентов» или «жалобщиков», а то время как обращения «визитеров» до­статочно редки.

В связи с этим, первый случай иллюстрирует возможную последова­тельность этапов консультации при работе с «клиентом», второй — осо­бенности работы с «жалобщиком».

В целях сохранения анонимности изменены имена абонентов, их возраст и некоторые обстоятельства.

Отметим, что предложенная ниже последовательность этапов теле­фонного диалога не является универсальной. Она может варьироваться в зависимости от запроса абонента или особенностей ситуации кон­сультирования.

 

Особенности телефонного консультирования «клиента»

Знакомство, установление контакта. В начале консультации важно уделить время сбору информации о самом абоненте и его актуальной жизненной ситуации. Это позволяет установить с абонентом довери­тельный контакт. Кроме того, на этой стадии абонент часто рассказыва­ет о своих сильных сторонах и ресурсах, что может быть использовано на более поздних этапах работы.

На Телефон доверия обратился молодой человек 16 лет по имени Гри­горий. Он начал разговор с того, что в последнее время сталкивается с неконтролируемыми и необъяснимыми вспышками гнева. Консультант, попросил у Григория разрешения перед тем, как обсуждать саму пробле­му, задать несколько более общих вопросов о нем и его жизненной ситу­ации.

Выяснилось, что абонент живет с матерью, отчимом в подмосков­ной городе. Он учится в последнем классе школы и тратит много време­ни на подготовку к поступлению в ВУЗ. Он каждый день совершает про­должительные поездки на электричке в Москву, из-за которых сильно устает.

Друзей у Григория мало, а общаться с ними почти не удается из — за отсутствия времени.

Полученная информация позволила лучше понять, как абонент вос­принимает свою жизненную ситуацию и рассмотреть его запрос в более широком контексте.

Сбор информации о проблеме и определение запроса. На этой стадии задачей психолога является описание проблемы на конкретном уровне (выявление поддерживающей проблемную ситуацию поведенческой последовательности), локализация проблемы во времени (когда про­блема появилась) и в пространстве (в каких именно ситуациях и кон­текстах проблема проявляется) [Macdonald, 2007]. Это не только позво­ляет собрать необходимую информацию, но и значительным образом влияет на восприятие проблемной ситуации самим абонентом. Пробле­ма, которая первоначально рассматривалась как тотально включенная во все аспекты жизни, начинает восприниматься как ряд конкретных повторяющихся событий, которые происходят в определенном контек­сте, в определенное время [Будинайте, 2005].

Выяснилось, что Григорий стал отмечать у себя повышенную раздра­жительность примерно полтора года назад. Непосредственным поводом для обращения стала неконтролируемая вспышка гнева, случившаяся по­сле того, как мать Григория, проявила недовольство тем, как тот помыл посуду. Приступ сильного гнева вызвал у него растерянность и чувство вины.

На вопрос о цели звонка, Григорий ответил, что хотел бы разобраться в причинах появления агрессивных реакций. Консультант отметил, что проанализировать причины возникновения подобных эмоций в течение од­ного телефонного разговора может быть не просто, и предложил сосредо­точиться на способе решения этой проблемы. Григорий отметил, что та­кой результат устроил бы его еще больше.

Определение цели (критериев преодоления проблемной ситуации). Со­держанием этого этапа может быть определение критериев решения проблемы и исследование того, как преодоление актуальных сложнос­тей может повлиять на другие стороны жизни абонента.

Гипотетическое решение проблемы не предлагается терапевтом, а конструируется абонентом исходя из своих убеждений и ценностей и на понятном для себя языке. Для создания «картины» более желаемой для абонента ситуации часто используется известная техника «чудесного вопроса» [Berg, 1994; Shazer, 1988; Stith, 2012].

В результате восприятие актуальных психологических затруднений встраивается в контекст перспективы решения проблемы, что позволя­ет на более поздних этапах работы переопределить существующую си­туацию как «промежуточный этап» на пути к достижению цели [Будинайте, 2005].

Дальнейшая работа была сфокусирована на детальном обсуждении того, как могла бы измениться жизнь если он сможет одержать верх над агрессивными реакциями. Григорий перечислил следующие изменения, связанные с гипотетической ситуацией решения проблемы: он станет «менее конфликтным и раздражительным», в том числе перестанет ссориться с родителями, отношения с которыми станут более довери­тельными, у него станет больше друзей, он сможет в большей степени концентрироваться на учебе, возможно, у него появится девушка, он начнет лучше думать о самом себе и меньше времени станет посвящать мыслям о возможных сложностях и неудачах, которые могут его ждать в будущем.

Затем абоненту было предложено описать свой день после чудесного из­бавления от неконтролируемой агрессии и неприятных мыслей. Абонент отметил, что он встанет с утра с меньшим раздражением, будет более продуктивно заниматься с репетитором, а затем пойдет встретиться со своей знакомой. Изменения, которые произойдут с Григорием, смогут за­метить окружающие. Репетитор, возможно, отметит, что Григорий стал более собранным; родители обратят внимание на то, что он стал бо­лее вежливо и приветливо с ними разговаривать. На знакомую произведет впечатление, что у абонента необычно доброе выражение лица, он стал бо­лее внимательным, а его суждения стали менее максималистскими, более зрелыми и спокойными.

Шкалирование. В рамках вопросов шкалирования абоненту предла­гается оценить свое состояние по определенной шкале. В наиболее рас­пространенном варианте предлагается представить шкалу на верхних делениях которой располагается устраивающая его жизненная ситуа­ция, а на нижних — наоборот, самая неблагоприятная ситуация и оце­нить по этой шкале свое актуальное состояние. Эта техника также мо­жет применяться по отношению к самым различным аспектам обсужда­емой ситуации: к самооценке клиента, его веры в возможность преодо­ления проблемы, к его мотивации, эмоциональному состоянию, к мо­тивации других людей и т. д.

На следующем этапе исследуется перспектива небольшого измене­ния ситуации в желаемую сторону.

Данная техники направлена на формирование представления о по­этапном движении к достижению цели и ближайшем шаге в этом на­правлении.

После детального обсуждения гипотетической перспективы осво­бождения от влияния неконтролируемой агрессии, консультант попросил Григория оценить вероятность достижения этой цели. Вопрос консуль­танта был направлен на актуализацию мотивации клиента и принятие им ответственности за осуществление изменений в своей жизни. Або­нент ответил, что он сможет решить обсуждаемою проблему с вероят­ностью 80%, так как после того, как детально описал свое поведение в ситуации свободы от проблемы, понимает, что для этого нужно сде­лать. Такой ответ показал, что перспектива решения проблемы воспри­нимается абонентом как реальная и он готов предпринимать для этого конкретные в шаги.

Задачей следующего этапа работы стало конструирование представ­ления о ближайшем шаге по направлению к поставленной цели. Консуль­тант спросил Григория о том, какое небольшое изменение в его жизни, мог­ло бы свидетельствовать о том, что дела идут в предпочитаемом для не­го направлении.

Это изменение было описано следующим образом: в ситуации общения с родителями Григорий сможет в течение продолжительно времени не допу­скать вспышек раздражения и общаться с ними вежливо и спокойно. Исходя из этого, абонентом был сформулирован первый шаг: в течении дня внимательно отмечать возникающие реакции раздражения и не допус­кать, чтобы они влияли на его поведение. Отметим, что эта цель, кото­рая «со стороны» может показаться слишком «большой» и невыполнимой, в логике этого конкретного случая выступала, как в целом адекватная представлениям Григория о его возможностях. Тем не менее, для того, чтобы сформулированный абонентом первый шаг воспринимался им как бо­лее достижимый и реалистичный, был возможен следующий нереализован­ный в данной консультации ход: спросить у абонента, чтобы могли сде­лать сами родители, для того, чтобы ему было легче общаться с ними без раздражения, а затем выяснить, как бы сам Григорий мог поспособство­вать этим действиям родителей.

Обратная связь. Обратная связь представляет собой возможность психологически завершить разговор, подвести его итог и усилить моти­вацию абонента на активные действия, направленные на изменение си­туации.

В Ориентированной на решение краткосрочной психотерапии об­ратная связь, формулируется на основе информации, полученной от клиента в течение сессии, но в видении и понимании психотерапевта как нейтрального слушателя, собеседника, способного увидеть ситуа­цию «под другим углом».

Обратная связь, как правило, предлагается клиенту в виде компли­мента, сообщения — мостика (в котором потенциал, который психоте­рапевт уже видит в актуальной ситуации клиента, связывается с целью, встроенной в то, что клиент хотел бы достигнуть) и «домашнего зада­ния» или рекомендации [Будинайте, 2005; Shazer, 1988].

В завершение разговора консультант отметил, что у него возникло впечатление, что для Григория очень важны отношения с окружающими людьми (будь то отношения с родственниками, друзьями или противопо­ложным полом) и их развитие. И реакции раздражения могут быть пре­пятствием для построения желаемых отношений.

Консультант также предложил сфокусироваться внимание не на ис­следовании причин возникновения агрессивных реакций, а на «эксперимен­тировании» с новыми для Григория способами поведения, которые обсуж­дались в ходе разговора. Было отмечено, что возможно изменение в поведе­нии вызовут и изменение его внутреннего состояния.

Отметим, что предложенный выше вариант обратной связи, не явля­ется единственно возможным. Предлагаемая клиенту обратная связь может варьироваться в зависимости от стиля работы консультанта и его восприятия жизненной ситуации клиента.

 

Особенности телефонного консультирования «жалобщика»

При работе с «жалобщиком» последовательность этапов телефонно­го диалога может выстраиваться схожим образом. Вместе с тем, работа с этим типом абонентов имеет свою специфику в постановке консуль­тативных задач и определении направления консультации. Так как або­нент не связывает возможное изменение не устраивающей его жизнен­ной ситуации с собственными усилиями, обсуждение стратегии реше­ния проблемы и необходимых для этого шагов в этом случае часто явля­ется контрпродуктивным. Вместо этого консультация может быть на­правлена на конкретизацию ожиданий абонента от других людей и про­яснение того, каким образом абонент воспринимает проблемную ситу­ацию и причины ее возникновения. Решение этих задач может стать своеобразной «подготовкой» для обсуждения возможного вклада само­го абонента в изменение ситуации [Berg, 1994].

Знакомство, установление контакта. На телефон доверия обратилась женщина лет 40 по имени Анастасия. Причиной для обращения послужили сложности во взаимодействии с 16 летней дочерью, Анной. Выяснилось, что абонентка живет в небольшом подмосковным городе, находится в раз­воде и воспитывает дочку одна. Помимо младшей дочери подростка есть еще и сын 23 лет, которой часть времени проводит в Москве (где учится и работает), а часть времени живет в том же городе вместе со своей де­вушкой. Отношения со старшим сыном в целом абонентку устраивают, хотя, по ее словам, и с ним существуют сложности.

Сбор информации о проблеме и определение запроса. На следующем этапе диалога трудности, которые абонентка испытывает в отношени­ях с младшей дочерью были конкретизированы. Анастасию не устраивает, что дочь ведет себя скрытно, не рассказывает ей о своих друзьях и моло­дом человеке, не предупреждает о своих отлучках из дома и не интересу­ется ее жизнью.

На вопрос о том, бывают ли такие ситуации, когда контакт с дочерью складывается лучше, абонентка ответила утвердительно. Вместе с тем, по словам Анастасии, устраивающее ее общение с дочерью происходит до­статочно редко и только в том случае, когда у Анны хорошее настроение. Такой ответ позволил предположить, что Анастасия не связывает воз­можные изменения в поведении дочери с изменением собственных поведен­ческих реакций.

Хотя абонентка описывала свои сложности в отношениях с дочерью достаточно обобщенно, запрос был сформулирован конкретно: принять ре­шение проявлять ли ей инициативу для знакомства с молодым человеком дочери или подождать, пока дочь сама познакомит ее с ним (в таком ожи­дании она находилась последние полгода). Абонентка отметила, что зна­комство с молодым человеком Анны было бы для нее признаком улучшения отношений с дочерью.

Определение цели (критериев преодоления проблемной ситуации).

Предпринятые консультантом попытки перевести фокус разговора на оп­ределение более подходящей стратегии поведения не привели к успеху. На вопрос о том, какой способ поведения в этой ситуации кажется ей пра­вильным, абонентка ответить не смогла. Вместо этого она опять стала выражать свою неудовлетворенность поведением дочери.

Это подтвердило предположение о том, что в настоящий момент або­нентка скорее занимает позицию «жалобщика» чем «клиента». В связи с этим, дальнейшая работа была направлена на конкретизацию ее ожида­ний от поведения дочери. Абонентка описала устраивающие ее отношения с Анной следующим образом: та предупреждает ее о своих отлучках из до­ма, берет на себя часть домашних обязанностей, знакомит с молодым че­ловеком и ведет себя с ней более вежливо (здоровается с ней, иногда инте­ресуется ее жизнью). Такая конкретизация позволяет сузить часто «раз­литое» недовольство другим человеком, сделать ожидания от него более конкретными и соответственно задает в людом случае более конструк­тивную основу дальнейшему возможному взаимодействию. Анастасия от­метила, что в этом случае она чувствовала бы себя более спокойно, одна­ко описать, как бы в этой гипотетической ситуации изменилось бы ее по­ведение по отношению к дочери не смогла.

Затем был реализован прием «виртуального» привлечения к разговору лиц из окружения абонента [Будинайте, 2012]. Консультант попросил абонентку представить, что дочь имеет возможность слушать их разговор и предположить, чтобы ответила дочь, если бы ее спросили, в ка­кой ситуации ей было бы легче изменить свое поведение желаемым для матери образом, и у нее была бы возможность ответить абсолютно искренне. Однако сформулировать гипотетический ответ Анны на этот вопрос абонентка также не смогла (отметим, что это может быть связано с некоторыми упущениями в ходе беседы со стороны кон­сультанта).

Фокусом работы на следующем этапе беседы стало более детальное обсуждение восприятия Анастасией своей семейной ситуации. Выясни­лось, что она воспитывала обоих детей схожим образом: не выдвигала к ним жестких требований и в конфликтных ситуациях часто была го­това пойти им на встречу. Несмотря на это, отношения с каждым ре­бенком у абонентки с самого складывались по-разному: если старший сын часто обращался к матери за советом и поддерживал доверитель­ные отношения, то младшая дочь всегда занимала в отношениях с ней более отстраненную позицию. В связи с этим в разговоре возникла те­ма своеобразия каждого ребенка и необходимости гибкого подхода к их воспитанию.

Выяснилось также, что абонентка «пробовала» различные способы по­ведения по отношению к дочери. Если Анастасия начинала активно инте­ресоваться ее жизнью, Анна воспринимала это как «вторжение» и реаги­ровала на такой интерес агрессивно. Если же она вела себя по отношению к дочери отчужденно, дочь выражала обиду, что мать ей не интересуется. Описать промежуточный вариант поведения между этими крайностями абонентка также не смогла.

В связи с тем, что абонентка не связывала возможное решение пробле­мы с изменениями в своем поведении, шкалирование, не проводилось. Вмес­те с тем, абонентка смогла обозначить свой ближайший шаг, направлен­ный на улучшение отношений с дочерью: предложить дочери познакомить ее с молодым человеком. Была обсуждена возможная реакция дочери на та­кое предложение.

Обратная связь. Консультант отметил, что предложить конкрет­ный «рецепт» решения проблемы ему достаточно сложно, так как все люди разные и то, что «сработает» с одним ребенком, может не приве­сти к желаемым результатам с другим. Вместе с тем, у него сложи­лось впечатление, что один и тот же подход к воспитанию привел в случае двух детей Анастасии к разным результатам. В этой связи, возможно, имело бы смысл подумать, как можно было бы усовершенст­вовать воспитательную стратегию, чтобы она больше подходила младшей дочери.

Кроме того, он отметил, что, возможно, человек, который лучше всего знает, что могло бы помочь Анне изменить свое поведение, — это сама Анна, и предложил абонентке с ней об этом поговорить, несмотря на то, что гарантировать, что Анна пойдет на такой разговор невоз­можно.

Абонентка с интересом приняла эту идею и сказала, что обязательно поговорит с дочерью о том, что бы она могла сделать, чтобы дочь легче из­менила свое поведение. Кроме того, она подчеркнула, что намеревается проявить инициативу и предложить дочери познакомить ее с молодым че­ловеком.

Оценивая результаты описанной выше консультации, можно отме­тить, что несмотря на то, что в процессе телефонного диалога не уда­лось описать конкретную поведенческую стратегию, в результате рабо­ты абонентка заняла более активную позицию по отношению к возмож­ному изменению взаимоотношений с дочерью. Можно также надеять­ся, что разговор, который абонентка запланировала с дочерью, позво­лит ей увидеть взаимосвязь между ее действиями и желаемыми измене­ниями в поведении дочери.

Заключение

Хорошо известная сложность в определении критериев эффектив­ности психотерапевтической работы для телефонного консультирова­ния стоит особенно остро, так как в подавляющем большинстве случа­ев отследить динамику преодоления абонентом проблемной ситуацией, которая явилась предметом работы, невозможно (а тем более невоз­можно оценить то влияние, которое оказала на абонента консультация).

В этой связи выводы об эффективности или неэффективности теле­фонной консультации могут быть скорее основаны на анализе самим терапевтом содержания телефонного диалога, и выступают скорее предположениями.

Несмотря на описанные выше сложности, можно предположить, что терапевтические задачи первого приема Ориентированной на ре­шение краткосрочной психотерапии могут быть эффективно реали­зованы и в формате дистанционной работы. При этом в некоторых случаях абонент Телефона доверия может не нуждаться в длительной психологической помощи, и такая разовая консультация может при­водить к достаточно существенным эффектам (что особенно важно в ситуации неготовности большинства клиентов телефона доверия — в силу самых разнообразных причин — включиться в более длительную работу).