Постановка проблемы. Обращение за психологической помощью на телефон доверия является актуальной практикой в современном обществе. Формат помощи нацелен на решение краткосрочных задач или первичную оценку абонентом собственной проблемной ситуации. В последнее время стремительно растёт количество конфликтных, недисциплинированных и трудновоспитуемых детей. Эти черты выражают разную степень социально-психологического неблагополучия и в целом указывают на дезадаптацию.

В практике телефонного консультирования запросы по социально-психологической дезадаптации составляют около 4% обращений1. Это, казалось бы, не так много на фоне всего объёма запросов абонентов, однако эта тема очень важна как в масштабах помощи одной личности, так и в масштабе острой социальной проблемы.

Социально-психологическая дезадаптация может быть причиной, источником или следствием отклоняющегося поведения. Проявления социально-психологической дезадаптации обусловлено комплексом признаков. Наличие одного или нескольких признаков еще не свидетельствует о дезадаптивном состоянии, а может быть проявлением возрастного кризиса, следствием кризисной стрессовой социальной ситуации в жизни ребенка или случайностью. Социально-психологическая дезадаптация порождается нарушением взаимодействия двух сторон – ребёнка и социума. Часто на практике, в основном, внимание уделяют лишь одной стороне – ребёнку с отклоняющимся поведением, и почти без внимания оставляют дезадаптирующую среду, что является малоэффективным. В работе с ребёнком, переживающим социальную дезадаптированность, нужен комплексный подход, включающий работу с социальным окружением несовершеннолетнего. Конечно, в рамках телефонного консультирования этого в полном объеме не обеспечить, поэтому работа консультанта телефона доверия будет строиться только на уровне с ребенком или позвонившим взрослым (родителем, близкими ребенка, учителем и пр.).

Цель статьи. Рассмотрение особенностей запросов на психологическую помощь по тематике социально-психологической дезадаптации детей и подростков по телефону доверия, анализ практики работы с данным типом обращений.

Изложение основного материала исследования. Социальные характеристики «трудных» подростков многообразны, но общим для них признаком является активное сопротивление воспитанию, неприятие форм воздействия, являющихся результативными для большинства других детей. Приведем пример запроса по теме социально-психологической дезадаптации в практике телефонного консультирования:

Пример запроса: Звонок от матери подростка 17 лет, он ушел из дома. Подросток говорит, что не брал деньги у соседки, а мать не верит ему. Несколько недель назад он своровал деньги у соседки, в полиции признался в содеянном. Потом украл телефоны. Сейчас говорит, что в этот раз не воровал и ушёл из дома, так как мать и бабушка ему не верят. В 9 лет мальчик потерял отца, который был алкоголиком. У подростка сформирован отрицательный образ отца. Со слов абонентки, её сын похож на отца, который тоже воровал. Абонентка пока не хочет вызывать полицию для розыска подростка. Испытывает тревогу за ребенка. Запрос: что ей делать в этой ситуации? Жалоба на девиантное поведение подростка.

Стратегии работы психолога телефона доверия: В данном случае важно провести информирование абонентки о лояльности ребёнка к своему родителю (ребёнок может идентифицироваться с образом родителя, даже если он негативный). Можно рекомендовать формировать реальный образ отца (рассказывать о достоинствах этого человека, о том, за что абонентка его полюбила). Важно дать ребёнку шанс реабилитировать себя, можно, скажем, написать сообщение со словами, что ей хочется ему верить. Желательно решать проблемы по мере их поступления (в полиции сказали, что через 6 дней скажут абонентке, брал ли сын деньги у соседки или нет).

Когда на телефон доверия звонит абонент с запросом по поводу нарушения социальной адаптации у ребенка, поиск первопричин проблемы во многом определяет дальнейший успех работы. Для этого психолог-консультант может задавать вопросы относительно времени появления первых симптомов дезадаптации, о том, что происходило в семье (и/или конкретно) с ребёнком в этот период жизни. Динамика развития отклоняющегося поведения тоже может помочь раскрыть проблему и способствовать поиску адекватного её решения.

Для коррекции социально-психологической дезадаптации в рамках телефонного консультирования следует не только и не столько формировать навыки общения, но воздействовать на те негативные социальные отношения, которые предшествовали нынешним проблемам ребёнка – на его взаимоотношения в семье. Особенно это актуально для обращений со стороны родителей. Для этого крайне важно работать на гармонизацию семейных отношений. В основном это, конечно, работа с родителями и их установками на ребёнка (это связано с тем, что ребёнок формирует отношение к себе по тому, как относятся к нему близкие взрослые). Важно принимать во внимание структуру личности, сформированную в результате этих негативных взаимоотношений.

Профилактика социально-психологической дезадаптации в идеале должна начинаться ещё до поступления ребёнка в школу. Это имеет большое значение для последующих этапов личностного развития. В этом возрасте профилактика подразумевает ликвидацию (или сглаживание) причин, провоцирующих какие-либо отклонения в личностном развитии. Работа психолога, по сути, заключается в гармонизации личности с социальной средой. Это можно реализовать и в практике телефонного консультирования. Психолог может помочь сформировать социально-адаптивное поведение ребёнка через запросы абонентов. Иными словами, помочь ребёнку преодолевать трудности и вести себя в соответствии с социальными нормами, при этом, не ущемляя своих потребностей и интересов.

Разумеется, с запросами, касающимися дошкольников, обращаются в большинстве случаев их родители. Что можно посоветовать в качестве профилактики социальной дезадаптации? Надо понимать, что именно в дошкольном возрасте формируются сложные механизмы внутренней организации поведения, впервые появляется возможность сознательно подчинять свою деятельность определённому мотиву. Социализация ребёнка в этом возрасте – продукт целенаправленного воспитания. Поначалу она носит подражательный характер в конкретных ситуациях, а позже становится подражательно-внеситуативной. Характеристиками социальной активности ребенка, прежде всего, являются инициативность, исполнительность, преобладание сознательного и появление произвольного. Социальные эмоции направляют процесс социализации детей, способствуют их вхождению в мир взрослых.

Итак, для того, чтобы ребёнок был социально-адаптирован, важно, чтобы он учился рефлексии и эмпатии, умел анализировать ситуацию, собственные чувства, мысли и действия. Это – важнейшие социальные качества, без которых человек не может успешно состояться в социуме. Поэтому работа психолога по запросу социальной дезадаптации ребёнка должна заключаться в том, чтобы донести родителю эти особенности функционирования детской психики, а также важность общения с ребёнком, ведь лишь удовлетворяя потребность в общении со взрослыми, дошкольник получает базовый социальный опыт, первые социальные умения и навыки. И положительно подкреплённые взрослым умения, закрепляются в сознании ребёнка как социальные нормы поведения.

В рамках телефонного консультирования, безусловно, невозможно развернуть полноценную работу с ребёнком и/или его родителями по формированию социально-адаптивного поведения. Но обозначить фронт работ – формирование социальных мотивов и потребностей, развитие социальных эмоций; усовершенствование социальных знаний, умений и навыков; развитие социальных способностей, можно. Психолог телефона доверия может также отметить, находится ли несовершеннолетний абонент или ребёнок звонящего родителя в группе риска. В группу риска можно определить ребёнка, воспитывающегося дисфункциональной семьёй и/или семьёй, в той или иной степени социально дезадаптивной. Сюда же стоит отнести детей с наследственной отягощенностью психическими заболеваниями; детей с СДВГ; детей, находящихся в депривации; детей под гиперопекой родителей. Психолог на телефоне доверия может вести консультативно- разъяснительную работу с родителями или учителями, поощрять обращение в очные службы помощи.

Когда мы имеем дело с благополучными и социально дезадаптивными подростками, в глаза бросается большое различие в системах ценностей детей. Отношение к труду, мнению окружающих, учёбе, у так называемых «неблагополучных подростков», негативное. Для них эти аспекты жизни не представляют ценности. Это говорит о деформации сознания социально дезадаптивных подростков. Нарушения социальной адаптации в подростковом возрасте проявляются не только и не столько в асоциальных формах поведения, речь о которых шла выше и продолжится ниже, но и в искажении системы ценностей.

Негативное отношение к различным социальным ценностям свидетельствует о деформации сознания подростка, о дезадаптации его системы внутренней регуляции и формировании антисоциальных ценностей и нормативов. Нормальное, условно «здоровое» поведение тинейджера подразумевает гармоничное взаимодействие подростка с социумом. Социум в этом случае даст ответную реакцию на любое отклонение в поведении подростка и в норме – скорректирует его. Однако есть подростки, чей способ поведения расходится с общими правилами и начинает носить девиантный, деструктивный характер.

Пример запроса: Абонентка (35 лет) рассказала, что её сын (11 лет) вдруг начал воровать деньги из карманов у матери. Когда абонентка обнаруживает пропажу, он деньги приносит, но врёт, что нашёл на улице и т.п. Абонентка очень обеспокоена таким поведением ребенка и не знает, как его прекратить. Знакомые рекомендуют ребенка выпороть, жестоко наказать или иначе отбить у него охоту к воровству, но абонентка не уверена, что это действенный и экологичный способ. Абонентка хотела знать, что делать, чтобы ребенок прекратил воровать.

Стратегии работы психолога телефона доверия: С абоненткой нужно обсудить, что детское воровство часто является признаком какой-то более глубокой психологической проблемы и отражает внутреннее состояние или страдание ребенка. Рекомендовать обратиться к очному психологу для поиска причин раннего воровства. Также важно обсудить бесполезность, и даже вредоносность жестоких наказаний – так как ребенок с подобной проблемой в раннем возрасте иногда просто не может себя контролировать. Проговорить, как абонентка может высказать своё отношение к его поведению так, чтобы не травмировать, но и не заниматься немым попустительством. Проработать детальный диалог с ребенком.

При обращении на телефон доверия с запросами, касающимися выше обозначенных видов дезадаптивного поведения, в ходе консультации очень важно будет выяснить, какую именно форму проявления девиаций «выбирает» ребёнок.

Например, если за девиациями стоит любопытство, желание познавать мир и убеждение, что «в жизни нужно всё попробовать», можно порекомендовать обратившемуся взрослому помочь подростку в организации мероприятий, где у него будет возможность удовлетворять своё любопытство через исследование себя, жизни и мира. Полезно будет продемонстрировать сужение жизненного пространства, отсутствие радости в жизни и рост жизненных проблем людей, ведущих противоправный образ жизни или употребляющих ПАВ.

Пример запроса: Вчера вечером дочь (14 лет) абонентки пришла в неадекватном состоянии: абонентка наблюдала у дочери шатающуюся походку, расширенные зрачки, резкие движения. От дочери алкоголем не пахло, любую попытку абонентки прояснить ситуацию дочь восприняла враждебно, агрессивно. Сейчас абонентка хотела бы разобраться, что ей делать, и как разговаривать с дочерью.

Стратегия работы психолога телефона доверия: Важно оказать абоненту психологическую поддержку. Рассмотреть взаимодействие абонентки с дочерью в общем, симптомы, которые наблюдает абонентка (странное поведение дочери после прогулки уже третий раз). Предложить в аптеке приобрести тест на наличие наркотиков в организме. Обязательно предусмотреть вероятные векторы развития ситуации, если тест будет проведен. Необходимо также дать инструменты относительно разговора по результатам теста (использование Я-сообщений и техник активного слушания), попробовать проиграть оба варианта результатов. Рассмотреть возможные варианты лечения зависимости при очной проработке проблемы.

Часто подростки, демонстрирующие девиантное поведение, просто ищут способ избавиться от скуки. И в этом случае хорошо бы донести до родителя, как важно позволять ребёнку мечтать, испытывать свои силы, поддерживать достижения и не критиковать за неудачи. Родителю следует сделать упор на развитие лидерских качеств и творческих способностей, уверенности в себе.

Если из разговора консультант понимает, что ребёнку важна принадлежность к социальной группе или он боится физической и/или моральной расправы, следует объяснить, как помочь развить уверенность в себе и коммуникабельность, как выходить из конфликтов.

Когда консультант слышит о том, что за девиантным поведением, похоже, скрывается протест против родителей, можно консультировать родителей по поводу эффективного взаимодействия с подростком, а самому подростку рассказать, как можно уверенно отстаивать своё мнение без агрессии, как осознавать свои желания и выборы: «Зачем я это делаю? Я реально хочу этого или это – зависимость от желания противоречить и что-либо доказать?».

Когда за девиациями стоит стремление снизить тревожность из-за неуверенности в себе, полезно научить ребёнка принимать себя и замечать в себе реальные положительные качества, ставить реальные цели, спокойно относиться к неудачам.

Когда ребёнок стремится уйти от ощущения несправедливости мира, разочарований, следует помочь подростку увидеть, что «нет худа без добра», а в любом позитивном явлении есть «ложка дёгтя». Консультант может рассказать о приёмах позитивного мышления, работать с горем или разочарованием в любви.

Консультанту телефона доверия всегда следует помнить об ограничениях дистанционного консультирования. Если речь идёт о подростках с признаками психических нарушений или выявляются предпосылки к тяжёлым формам девиации, следует сразу же мотивировать абонента на необходимость очной психологической помощи.

Тинейджеры с различными видами отклоняющегося поведения и социально-психологической дезадаптацией часто видят целью своей жизни обретение материального благополучия любым способом. Такие ценности как обучение, работа, саморазвитие, девальвированы у таких детей. Самоутверждение любой ценой, привлечение внимания – вот что становится самым ценным. Подчас это толкает подростка на выбор неправильных способов для «обслуживания» этой цели. Потому социально-психологическая дезадаптация может быть сопряжена с выходом поведения ребёнка из правового поля. Говоря о подростках, нельзя не упомянуть, что в их сознании часто возникает путаница, и они действительно не всегда могут понять, переступили ли они черту – совершили ли поступок, подлежащий безусловному наказанию, или только порицанию. Подростка отличает недостаточно развитое правосознание, импульсивность, внушаемость.

Девиации в подростковом возрасте также могут выражаться в неустойчивом настроении, агрессии, упрямстве. Возраст 11–15 лет – это время выбора интересов, сексуальной ориентации, мировоззрения. Формируется система ценностей. Нередко именно в этот период и проявляются девиантные формы поведения.

Пример запроса: Абонент (мать девочки-подростка) не знает, как быть в её ситуации: постоянно возникают конфликты, в результате которых дочь уходит из дома. Раньше мать искала её с полицией, теперь просто знает, где та находится, и не беспокоит полицию (не хочет ставить дочь на учет в детскую комнату милиции, чтобы не испортить ей дальнейшую жизнь). Женщине кажется, что девочка делает это ей назло. Судя по рассказу абонентки, построение какого бы то ни было диалога невозможно. Работали с психологом в течение года, но без видимого успеха. Психологическая проблема: многочисленные уходы дочери из дома. Запрос: как сделать уходы дочери не столь частыми?

Стратегии работы психолога на телефоне доверия: стоит попытаться предложить маме изменить стиль поведения, попутно объяснив, что поведение дочери – это симптом общего неблагополучия. Донести необходимость очной работы с психологом (и необходимости попробовать работать с несколькими психологами в поисках наиболее подходящего), в которых психолог выступил бы как посредник, позволяющий абоненту и её дочери услышать друг друга.

 

Выводы: Мы рассмотрели социально-психологическую дезадаптацию с разных сторон, и в каждом случае неизбежно наталкиваешься на один вывод – истинная причина проблем с адаптацией – конфликтная воспитательная ситуация.

На первый взгляд кажется, что повод для конфликта всегда даёт сам ребёнок – ведь именно он нахамил, своровал, употребил наркотики, сбежал из дома и т.п. Но всякий раз нам, сотрудникам телефона доверия, очень важно не ограничиваться поверхностной констатацией проступка абонента или ребёнка звонящего в нашу службу родителя. Важно попытаться вместе с ребёнком или его близким взрослым (в зависимости от того, кто обратился на телефон доверия) понять, для чего и от чего ребёнок захотел нахамить, своровать, употребить ПАВ, сбежать из дома и т.п. И тогда личность ребёнка как бы отойдёт на второй план, уступив место обстоятельствам воспитания, жизненным событиям, в которых дезадаптивное поведение становится оправданным, а порой и вовсе в каком=-то смысле необходимым и неизбежным.

Из этой позиции всегда проще понять, что стоит за социально-психологической дезадаптацией ребёнка и как ему можно помочь, какой вектор задать обеспокоенным родителям.