Актуальность исследования определена тем, что насилие и жестокое обращение с детьми в обществе и семье – одна из острых проблем в современной психологии. Последствия насилия вызывают тяжелые психологические травмы и оказывают негативное влияние на личность ребенка. Рост числа детей, подвергшихся насилию, трудности выявления его причин и признаков, а также влияние последствий насилия на развитие личности ребенка постоянно требуют внимания исследователей. Изучение психологических особенностей детей, переживших насилие, обоснование информативных методов диагностики последствий травматических переживаний и психокоррекционных программ реабилитации этих детей являются востребованными в практике в настоящее время.
Нарушения, возникающие вследствие перенесенного насилия, затрагивают все уровни развития личности ребенка, его эмоциональную и когнитивную сферы, а также поведение. У детей, перенесших насилие, проявляется множество соматических жалоб, наблюдаются стойкие изменения личности.
Пережитое в детстве насилие приводит к отдаленным последствиям и может становиться одной из причин преступности и воспроизводства жестокого обращения с детьми в обществе [1-5].
Обобщив определения, приводимые различными зарубежными авторами, можно выделить четыре основные формы жестокого обращения с детьми.
Физическое жестокое обращение – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку родителем или лицом, осуществляющим опеку.
Сексуальное насилие над детьми – использование ребенка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.
Пренебрежение – хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка в пище, жилье, медицинском уходе, образовании, защите.
Психологическое насилие, в которое включается психологическое пренебрежение (последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность) и психологическое жестокое обращение (унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка, носящие хронический, систематический характер) [1, 3, 6].
Как показал ряд исследований, детям, перенесшим такую выраженную психическую травму, как жестокое обращение в семье, в большинстве случаев свойственно наличие всех симптомов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) – навязчивое воспроизведение травматической ситуации, повышенная физиологическая возбудимость и нарушения функционирования.
В связи с актуальностью данной тематики целью работы являлась оценка психологических особенностей подростков, подвергающихся жестокому обращению в семье.
Всего было обследовано 180 подростков, систематически подвергающихся жестокому обращению (в основном физическому насилию) в семье, из которых было 75 подростков женского пола и 85 подростков мужского пола в возрасте от 14 до 17 лет. Первая группа – 120 подростков, вторая группа – 60 подростков.
Исследование проводилось на базе образовательного учреждения с производственными площадками «Новое поколение» г. Санкт-Петербурга, где проходят социальную реабилитацию подростки, совершившие противоправные действия и состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.
При проведении обследования были применены следующие методики: полуструктурированное интервью (Н. Тарабрина), методика для оценки моделей поведения в стрессовых ситуациях (шкала SACS, Хобфол), опросник «Индекс жизненного стиля» (Плутчика – Келлермана – Конте), цветовой тест М. Люшера.
Статистическая обработка результатов проводилась с использованием пакета прикладных программ Statistica 6 [7, 8].
Результаты, полученные по данным теста М. Люшера, указывают на формирование неблагоприятного функционального состояния у подростков, подвергающихся жестокому обращению в семье.
По всем показателям полуструктурированного интервью, за исключением критерия А (немедленное реагирование), отмечаются более низкие показатели нарушений психики во второй группе детей, в сравнении с детьми из первой группы, подвергающихся жестокому обращению в семье.
По показателям теста М. Люшера, за исключением работоспособности, выявлены отличия второй группы детей от первой, при этом значения показателей указывают на более положительное психоэмоциональное состояние у детей второй группы, которые не подвергались жестокому обращению в семье.
При этом по показателю «работоспособность», хотя и не выявлено достоверных отличий, можно отметить более высокое его численное значение у детей второй группы.
Были выявлены отличия по следующим моделям копинг-поведения: «ассертивные действия», «осторожные действия», «импульсивные действия», «избегание», «асоциальные действия» и «агрессивные действия». По всем этим показателям отмечается положительная динамика, которая выражается в росте показателей активных и адаптивных копинг-стратегий и снижении показателей пассивных и дезадаптивных в группе подростков, не подвергающихся жестокому обращению в семье.
Полученные результаты по тесту SACS указывают на то, что подростки, подвергающиеся жестокому обращению в семье, используют менее адаптивные копинг-стратегии поведения, чем дети из второй группы, не подвергающиеся жестокому обращению в семье.
Результаты, полученные по тесту «Индекс жизненного стиля», показали наличие более высоких показателей всех психологических защит (за исключением проекции) во второй группе подростков. Этот результат свидетельствует о большей эффективности приспособительных защит, реализуемых подростками, не подвергающимися жестокому обращению в семье.
По показателю шкалы синдрома ПТСР выявлены различия между первой группой и второй на уровне значимости P < 0,001. Этот результат подтверждает данные о более высокой степени выраженности посттравматических стрессовых расстройств у подростков, подвергающихся жестокому обращению в семье.
По итогам сравнения психодиагностических показателей у подростков, подвергающихся жестокому обращению в семье (первая гру ппа) и не подвергающихся жестокому обращению (вторая группа), можно сделать вывод о нарушениях психоэмоциональной сферы и эффективности психической адаптации подростков первой группы. Этот результат указывает на необходимость проведения коррекционно-реабилитационной работы с подростками, подвергшимися жестокому обращению в семье.
Следовательно, насилие и жестокое обращение с детьми рассматриваются как одна из возможных причин аномального развития ребенка и асоциального детства. Проблема влияния насилия и жестокого обращения на психику и личность детей доказана многими исследованиями, но недостаточно исследований, ориентированных на оказание помощи детям и подросткам. Нарушения, возникающие вследствие перенесенного насилия, затрагивают все уровни развития личности ребенка, его эмоциональную и когнитивную сферы, а также поведение.
Страх у детей и подростков выступает в качестве защитного психологического механизма и как специфическая копинг-стратегия, ориентированная на поиск и получение социальной поддержки в ситуации недостаточной оценки собственных сил и способностей справиться с кризисной ситуацией в виде жестокого обращения в семье.
Подростки, подвергающиеся жестокому обращению в семье, достоверно чаще используют неблагоприятные психологические защиты и стратегии копинг-поведения, что ведет к формированию у них неблагополучного функционального состояния.
Копинг-поведение рассматривается как один из психологических механизмов преодоления стресса и формирования ПТСР, его учет крайне необходим при проведении психологической, социальной, педагогической, медицинской реабилитации подростков – жертв жестокого обращения в семье. Эмоциональные реакции в форме страха у детей и подростков должны расцениваться как копинг-стратегии избегания или поиска социальной поддержки при недостаточности личностных ресурсов.
Поскольку совладание как процесс и результат опосредовано требованиями ситуации и внутренней активностью субъекта, обусловленной системой личностных смыслов и диспозиционной структурой, особый интерес представляет анализ внутренних и внешних ресурсов подростка, подвергающегося жестокому обращению в семье, личность которого еще находится в процессе становления.