Формирование девиантного поведения у подростков, его источники и механизмы развития традиционно находятся в центре внимания специалистов в области юридической, возрастной, медицинской психологии. Согласно модели девиантного поведения, описанной Е.В. Змановской [10], одной из особенностей девиантного поведения является деструктивность, причем направленная как вовне, так и на самого субъекта. Одна из форм поведенческих девиаций, получившая в последнее время достаточно широкое распространение, — аутоагрессивное поведение несовершеннолетних. Оно характеризуется агрессивными действиями, направляемыми субъектом на самого себя, и проявляется в самообвинениях, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений, суицидальном поведении. Анализ отечественных и зарубежных психологических литературных источников [1; 4; 11; 13] показывает, что в настоящее время существуют различные подходы к определению аутоагрессивного поведения и форм его проявления. Так, например, в эту категорию входят разного рода бодимодификации, которые С.И. Ворошилин [2] относит к частному варианту нарушения инстинкта самосохранения — стремления к сохранению целостности своего тела. Подобное отклонение может проявляться в выраженном изменении тела, а в крайнем варианте приводит к инвалидизации. Другим примером деструктивной деятельности, по отзывам сотрудников МВД, в частности, К.В. Диденко [6], может служить такое набирающее популярность в последние годы увлечение, как трейнсерфинг. Это способ передвижения в поезде или метро в частях, не предназначенных для нахождения граждан. С.И. Ворошилин [3] рассматривает подобный тип подросткового досуга как вредоносный способ самоактуализации, преодоления комплекса неполноценности и получения удовольствия.
Большинство авторов приходят к выводу о том, что возросшая популярность любых деструктивных способов времяпрепровождения стала развиваться активнее с распространением Интернета. Более того, было обнаружено, что некоторая информация, потребляемая подростками в Интернете, имеет связь с теми или иными проблемами в их реальной жизни. Например, несовершеннолетние, имеющие конфликтные семейные отношения, более склонны к поискам знакомств в виртуальном мире [4; 9]. В то же время, если экстремальные подростковые увлечения достаточно явны и для них уже разработан ряд профилактических программ [13; 19], существует также неявный, но, как показала практика, вредоносный и опасный досуг — чтение сообщений и общение в деструктивных группах и сайтах Интернета [15; 18; 20].
Вместе с тем психологические характеристики взаимодействия подростков с потенциально опасной информацией, стимулирующей аутоагрессивные действий, до сих пор изучены мало. Выяснение особенностей связей между этими параметрами стало целью настоящего эмпирического исследования и определило его основную гипотезу: склонность к аутоагрессивному поведению у подростков связана с частотой потребления деструктивных видов информации, содержащейся в Интернете.
Кроме того, можно предположить, что в таком взаимодействии имеет значение как характер и частота потребляемой подростками информации, так и некоторые индивидуальные особенности самих несовершеннолетних, причем эти характеристики также связаны между собой.
Материал и методы исследования
В исследовании приняли участие 62 человека, кадеты Казенного общеобразовательного учреждения «Кадетская школа-интернат». Материалом послужили результаты обследования подростков, обучающихся в кадетском корпусе, в том числе 30 девочек и 32 мальчика. Возраст испытуемых — 14—16 лет (средний возраст 15,0 лет ± 1,0 год).
Исследование, выполненное в 2017 г., проводилось в два этапа.
Содержанием первого этапа было выделение в Интернете популярных сайтов и групп, содержащих деструктивную информацию. На основе полученных результатов была составлена анкета для подростков, направленная на выяснение характера и частоты посещения ими тех или иных сайтов (групп).
На втором этапе проводился опрос подростков с использованием авторской анкеты и опросных методик, ориентированных на выявление аутодеструктивных тенденций, а также индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетних.
Для оценки информации на сайтах и ее классификации был проведен выборочный анализ различных групп в социальной сети «Вконтакте». В этом перечне были как различные информационные, музыкальные и развлекательные сайты, так и группы, которые предположительно можно было отнести к деструктивным (например, «4.20», «Крипипаста», «Синий кит», «ColdBlood», «Тихий дом» и др.). При отборе акцент делался на группах с аутодеструктивной, суицидальной тематикой. Анализ был основан на ряде критериев, содержащихся в ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [17] и описывающих информацию, которая должна быть ограничена для доступа несовершеннолетних. К ней относится информация:
- представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и/или психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
- вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и/или их последствий;
- представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
- содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани».
При анализе информации рассматривались как текстовые сообщения, так и визуальная продукция (фото-, видеофайлы). Их оценка проводилась с использованием приведенных выше критериев Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Контент-анализ содержания информации в группах выполнялся с помощью метода, предложенного и опробованного К.В. Злоказовым [10]. Данный метод основан на интерпретации деструктивных элементов текста и эмоциональной, моральной составляющей семантических единиц. Для каждой группы было составлено семантическое ядро, т. е. набор слов и словосочетаний, которые наиболее точно отражают информацию, содержащуюся в группах. Выделение деструктивных элементов сопровождалось определением частоты их встречаемости в отдельных интернет-группах. В результате было установлено, что содержащийся в группах «4.20», «Крипипаста», «Синий кит», «ColdBlood», «Тихий дом», «Психиатрия», «F 57», «Моя депрессия», «F 58», «Уйдем вместе», «Море китов» материал соответствует положениям закона, в которых перечислен контент, запрещенный к распространению среди несовершеннолетних. Остальные группы не носили деструктивного характера и в основном содержали образовательный или развлекательный контент. На основе проведенного контент-анализа группы были разделены на деструктивные и не деструктивные.
На основе результатов контент-анализа была специально разработана анкета, содержащая 12 вопросов и направленная на выявление различных аспектов использования сети Интернет, а также той информации, которую подросток потребляет. Для этого, кроме ответов на вопросы, участникам предлагалось заполнить таблицу, в которую были включены названия групп в социальной сети «Вконтакте». При этом определялся не только характер групп в сети Интернет, информацию которых потребляют подростки, но и частота посещения этих групп на основе шкалирования по пятибалльной системе. Кроме того, подросткам было предложено указать те группы, которые не были представлены в списке, и они были подвергнуты аналогичному анализу. В процессе анализа результатов анкетирования рассматривались ответы, касающиеся посещения только групп с деструктивным контентом. В качестве меры потребления деструктивной информации выступали суммарные баллы частоты посещения соответствующих групп.
Склонность к аутоагрессивному поведению выявлялась при помощи опросных методов, в том числе использовались: Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (Орел А.Н., 2002); Массачусетский скрининговый инструмент для подростков (MAYSI-2), содержащий шкалу «Суицидальные мысли»; Опросник суицидального риска (ОСР) (модификация Т.Н. Разуваевой).
Для определения индивидуально-психологических особенностей подростков использовался Индивидуально-типологический детский опросник (ИТДО) Л.Н. Собчик (2007).
Статистическая обработка данных проводилась с помощью программы SPSS. Для проверки выдвинутых гипотез использовались методы непараметрической статистики для определения групповых различий (критерий Манна—Уитни) и корреляционных связей (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
Результаты исследования и обсуждение
Гипотеза о связи потребления подростками деструктивной информации и аутоагрессивных тенденций проверялась с помощью корреляционного анализа (коэффициент Спирмена). Результаты, представленные в табл. 1, позволяют констатировать наличие статистически значимой прямой положительной связи между частотой посещения деструктивных групп в Интернете и такими параметрами Методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), как склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонность к агрессии и насилию, низкий волевой контроль эмоциональных реакций, склонность к делинквентному поведению.
Аналогичным образом значимые прямые корреляционные связи были получены между частотой потребления подростками деструктивной информации в Интернете и всеми показателями, включая параметр «Суицидальные мысли» в методике MAISY-2 (табл. 2).
Учитывая, что эта методика предназначена скорее для фиксации общего психологического неблагополучия несовершеннолетних, можно заключить, что подростки, потребляющие такого рода информацию, находятся в уязвимом и угрожающем психологическом состоянии.
Прямая связь на уровнях значимости р≤0,01 и р≤0,05 обнаруживается также между частотой посещения деструктивных Интернет-групп и всеми шкалами опросника суицидального риска (ОСР), за исключением шкалы «Социальный пессимизм».
Результаты корреляционного анализа были дополнены анализом различий по выбранным параметрам аутодеструктивности в группах подростков, редко и часто посещающих группы с деструктивной информацией в Интернете. Для этого помимо расчета суммарных баллов посещения деструктивных групп был вычислен средний балл посещения по выборке, а затем на основе отклонения от среднего выборка была разделена на тех, кто никогда или редко посещает группы с деструктивным контентом (в дальнейшем — «не посещающих»), и тех, кто часто посещает (в дальнейшем — «посещающих»). К первой категории («не посещающие») были отнесены 36 подростков, ко второй («посещающие») — 26 подростков. Количественный анализ ответов на остальные вопросы анкеты позволил сделать вывод о том, что подростки, посещающие деструктивные сайты, более склонны к регулярному использованию Интернета, проводят в нем относительно больше времени.
В результате значимые различия (р≤0,05) между группами в методике СОП были обнаружены с помощью критерия Манна—Уитни по таким показателям, как склонность к самоповерждающему поведению, агрессии, а также уровень волевого контроля эмоциональных реакций. Более высокий уровень ауто- и гетероагрессии в сочетании с низким уровнем волевого контроля эмоций характерен для группы, потребляющей деструктивную информацию.
Сходные данные были получены и при сравнении групп подростков, редко и часто потребляющих деструктивную информацию в Интернете, по параметрам методики MAISY-2 (табл. 3). Аналогично результатам корреляционного анализа, значимые различия (на уровне р≤0,05) были выявлены по всем шкалам методики, среди которых для нас наибольший интерес представляет шкала «Суицидальные мысли». Подростки, использующие деструктивный контент, характеризуются более высокими показателями шкал психологического неблагополучия.
Результаты, полученные в ходе статистической обработки опросника суицидального риска, позволили сделать вывод о том, что между двумя группами по шакалам данной методики существуют значимые различия по всем шкалам, за исключением шкалы «Социальный пессимизм» (при р≤0,05).
Можно заключить, что первая гипотеза о связи между частотой потребления деструктивной информации в сети Интернет и аутодеструктивными тенденциями у подростков подтвердилась.
Вторая гипотеза относительно связи частоты посещения деструктивных групп и индивидуально-психологических особенностей подростков проверялась также путем корреляционного анализа и анализа различий между группами подростков, посещающих деструктивные группы в Интернете и не делающих этого, по показателям ИТДО. При этом прямая статистически значимая корреляционная связь (коэффициент Спирмена) с потреблением деструктивной информации была обнаружена у такой характеристики несовершеннолетних, как агрессивность (р≤0,05). Статистически значимые (р≤0,05) различия с помощью критерия Манна—Уитни между часто и редко посещающими деструктивные группы в Интернете выявились по показателям агрессивности и тревожности. Следовательно, можно констатировать значение такой индивидуальной черты, как агрессивность, для склонности к потреблению деструктивной информации.
Проведенное исследование имеет ряд ограничений. Они связаны с небольшим объемом выборки, а также невозможностью на основе выполненного статистического анализа сделать выводы о причинно-следственных связях между исследованными переменными. Вместе с тем, полученные результаты можно рассматривать в качестве предварительных, позволяющих определить дальнейшие возможности для изучения аутодеструктивного поведения как варианта поведенческих девиаций.
Полученные данные показали продуктивность подхода, в соответствии с которым оценка деструктивного контента групп в Интернете может быть осуществлена с помощью модификации контент-анализа и применения критериев информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей (в соответствии с ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). Они также свидетельствуют о том, что потребление подростками деструктивной информации в Интернете, в частности, имеющей аутодеструктивную направленность, связано с их более интенсивным погружением в саму сеть, со свойственными им агрессивными тенденциями и тревожностью, а также собственной склонностью к аутодеструкции. Можно предположить, что внутреннее неблагополучие и тенденция к аутоагрессии несовершеннолетнего толкают его на поиск соответствующей информации в Интернете, что, в свою очередь, усиливает его собственные негативные тенденции и психологические дефициты. Не исключено также, что такие подростки со временем начинают сами продуцировать в сети аналогичный контент. Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что потребление деструктивной информации имеет более широкие корреляционные связи, чем только с аутодеструктивными склонностями подростка, и коррелирует также с другими параметрами отклоняющегося поведения, прежде всего агрессивного характера, а также с показателями общего психологического неблагополучия несовершеннолетнего.
Заключение
Таким образом, деструктивную информацию в Интернете можно рассматривать в качестве одного из факторов в формировании агрессивного и аутоагрессивного поведения подростков. Вместе с тем ее роль и механизмы воздействия еще нуждаются в дальнейшем исследовании.
В настоящее время, когда использование высоких технологий, в частности Интернета, прочно вошло в нашу жизнь и стало насущной необходимостью, возникают новые риски, которым могут подвергнуться дети и подростки. Одним из таких рисков является негативный контент, информация, наносящая вред их здоровью и развитию. В этой области предстоит большая работа, связанная с предупреждением возможных пагубных последствий потребления несовершеннолетними такого контента. Она не должна сводиться только к запретам и ограничениям. Построение гибкой и эффективной системы профилактики, в частности, аутодеструктивного поведения, — задача сегодняшнего дня, и психологические исследования и практика должны быть частью ее решения.